Российские ювелиры готовятся снижать качество продукции
Ювелиры против монополии на знак качества
— Мы предлагаем принципиально новый подход к порядку подтверждения соответствия ювелирных изделий установленным в России пробам, исходя из мировой практики. Опробование и клеймение ювелирных изделий предлагается осуществлять аккредитованным в Минэкономразвития независимым организациям наряду с Пробирной палатой, — заявил "Известиям" председатель Экспертного совета по развитию ювелирной отрасли в Госдуме Виктор Звагельский, который вносит законопроект.
Каждая из лабораторий получит свой уникальный шифр — тогда в случае проставления недостоверной пробы сразу можно найти виноватого и привлечь его к ответственности. За нарушение порядка опробирования и клеймения хотят ввести штрафы, правда невысокие — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Сроки на проведения всех необходимых процедур у таких лабораторий будут предельно сжаты — всего три дня; сейчас предельный срок на каждое изделие — 10 дней (который на практике растягивается до 4 недель). Поддержание конкуренции между лабораториями планируется путем свободного ценообразования. Сейчас ювелиры платят госпошлину в 17-45 рублей за нанесение клейма на украшение из золота и серебра — в зависимости от веса и места прохождения контроля.
В пояснительной записке лоббисты напоминают, что госмонополию на клеймение в свое время ввели для обеспечения соответствия содержания драгметалла как меры защиты потребителей от контрафакта, а также для контроля за оборотом драгметаллов. Но на практике все эти заявленные цели не достигаются, сетуют авторы поправок. Самой Пробирной палате предлагается тоже пройти процедуру аккредитации наряду со своими конкурентами. Получить оперативный комментарий палаты не удалось.
Куда пойдет репутация русского золота
Все это вынуждает производителей выводить бизнес "в тень" или в другие страны, считают лоббисты. Однако в сообществе ювелиров нет однозначного мнения, куда в конечном итоге приведут эти поправки. По мнению Валерия Будного, главы медиахолдинга "Рестэк Junwex" (представляет в России Международную конфедерацию ювелиров CIBJO), положительный эффект ощутят только крупные производители.
— Пройти аккредитацию, поставить все необходимое оборудование — это очень и очень дорого, так что представители малого и среднего бизнеса создать сертификационную лабораторию вряд ли смогут. Крупные заводы можно понять: лучше один раз вложиться в создание собственной лаборатории, чем платить ежедневно вечно голодному чиновнику, — заявил Будный "Известиям".
Известный петербургский ювелир Андрей Ананов считает, что как только закон будет введен, "сразу начнется жульничество, и знаменитое в Европе русское золото, известное как самое чистое и высококачественное, тут же потеряет всю свою ценность".
— Выгодны частные сертификационные лаборатории только крупным производителям копеечных изделий, — говорит собеседник. — Если стоимость украшения превышает 5 тыс. рублей, установленные государством тарифы на клеймение уже ничего не решают. Тем более что я не согласен с тем, что есть какие-то проблемы с очередями, о которых говорят создатели законопроекта.
Представитель одного из крупнейших в стране заводов "Адамас" Влада Баранова, напротив, уверяет, что с созданием сертификационных лабораторий качество изделий останется прежним, так как пробирное клеймо отвечает только за содержание золота в металле. По ее словам, реформа необходима "еще и для того, чтобы отбить очень и очень серьезные инвестиции в оборудование и высококлассных специалистов". В "Адамасе" ожидают, что себестоимость изделий снизится на 1,5-2%.
Ювелиры за свободу творчества
Более того, законопроект предусматривает отмену обязательного опробирования и клеймения изделий, предназначенных на экспорт (за пределы Таможенного союза ЕвраЗЭС). Эту меру объясняют тем, что российские методы, применяемые в клеймении, за рубежом зачастую рассматриваются как брак изделия.
— У нас клейма ставятся ударом. Кроме того, при ввозе в другие страны они тоже ставят свои клейма, и это, разумеется, влияет на внешний вид изделия, — говорит ювелир Андрей Ананов.
Кроме того, бывает, что из-за рубежа заказывают ювелирку с пробами, не предусмотренными российским законодательством — а это запрещено. Поэтому законопроект предлагает снять вообще все ограничения на производство украшений, не соответствующих установленных в России пробам.
— Но если такой закон примут — никак нельзя будет проверить, что вывозится за границу. На изделиях проб не будет, а таможни нет средств для проверки качества сплавов, — говорит эксперт по российскому ювелирному рынку Денис Адамский. — В девяностых была популярна схема, когда кусок золота раскатывали в полосу и вывозили под видом ювелирного изделия (вывоз слитков запрещен), тем самым обходили запреты на вывоз стратегического металла.
Одновременно с послаблением требований к экспортным украшениям законопроект подразумевает введение административной ответственности за введение в розничный оборот на территории России изделий, не имеющих клейма — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
При этом полностью — и для внешних, и для внутреннего рынков — планируется отменить клеймение серебряных украшений весом до 3 грамм включительно. Логика ювелирных компаний в том, что серебро стоит значительно меньше, чем золото или платина (по состоянию на 24 февраля 1 грамм серебра котировался на бирже в 28,03 руб за грамм против 1542 руб за грамм золота), и клеймение серебра оказывается сопоставимым с себестоимостью самого изделия, что "необоснованно повышает его стоимость для потребителей и делает невыгодным производство таких изделий в России", считают составители законопроекта.
По данным Discovery Research Group, объем российского ювелирного рынка в 2011 г. составил 71,9 млрд руб. в розничных ценах. В 2012 году аналитики прогнозировали рост рынка на 15%, что должно было составить около 82,7 млрд руб. По данным Росстат, объем производства ювелирных изделий за 2011 г. составил 48,2 млрд рублей. Согласно оценке экспертов, составленной на основе данных компаний, а также экспертных рыночных оценках, по итогам 2011 г. лидирующие позиции на российском ювелирном рынке занимает "Кристалл", на долю которой приходится 23% рынка, затем "Красцветмет" — 15%, "Адамас" — 14%, "Алмаз-Холдинг" — 10%, ювелирная сеть "585" — 7% и "Московский ювелирный завод" — 6%.