Поисково-спасательной деятельностью займется старый «Антонов»
— Если министр одобрит, то конкурс на выполнение работ и поставку дополнительного спасательного оборудования начнется в конце нынешнего – начале следующего года, чтобы в 2014 году самолет уже был в наличии, — уточнил источник в ВМФ.
В планах командования морской авиации и раньше фигурировало возвращение молодости самолетам-ветеранам вместо отправки их на заслуженный отдых. Омоложению подлежит Ил-38, тоже вступивший в строй в конце 1960-х годов. В главкомате говорят, что это делается вынужденно.
— Стареньких "Антоновых" должны были сменить Бе-200 или А-42. С 200-м пока одни разговоры, а проект 42-го Минобороны свернуло. Теоретически поисково-спасательной деятельностью на море могли бы заняться Ан-140 (но у него малая дальность и нет модификации с рампой) и Ан-26 (у которого те же проблемы), — рассказал представитель главкомата.
Для поиска и спасения не подходит также и испытанный Ил-76, так как у него большие вес, скорость и расход топлива. В сложных метеоусловиях ему труднее сбросить груз на воду, чем Ан-12ПС. А больше выбирать не из чего, так что решено модернизировать "Антоновы" почти полувековой давности, объяснил офицер.
Обновлению подлежит в первую очередь все бортовое оборудование. На "старичка" поставят современные приборы ГЛОНАСС/GPS-навигации, радары, телекамеру с тепловым каналом. Ранее Ан-12ПС оснащался такими спасательными средствами, как сбрасываемые с парашютами спасательные катера "Ерш" и "Гагара". Сейчас вместо них появятся новые 3–5-местные спасательные плоты и катера, возможно, импортные.
По информации "Известий", во всем ВМФ осталось не более десятка Ан-12ПС, способны летать и вовсе 2–3. Их используют только в качестве транспортных, а функционирующих "Ершей" и "Гагар" нигде нет, говорит офицер штаба одного из флотов.
— Хранящиеся на складах спасательные катера к десантированию не пригодны. Вряд ли обновленные самолеты появятся так скоро, как хочет главкомат. Слишком много средств и работы потребуется, чтобы все восстановить их до летного состояния, — засомневался он в интервью "Известиям".
Главный редактор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что планер Ан-12ПС еще имеет некоторый запас ресурса.
— На него можно поставить и двигатели АИ-20, производство которых наши украинские партнеры возобновили в рамках модернизации своего Ан-32. Тогда движки будут не "откапиталенные", а первой категории. Навигационное, поисковое и прочее оборудование нынче стало компактнее и легче, и это упрощает задачу его компоновки на борту, — сказал он "Известиям".
Бывший начальник Гавного штаба ВМФ Виктор Кравченко заявил, что обновление Ан-12ПС хотя и вынужденная мера, но вполне разумная.
— Нового в разработках фактически ничего нет, так что надо как-то выходить из положения. Самолет неплохой, имеет хорошую аэродинамику, и если заменить всю начинку, то он еще послужит России, — уверен адмирал запаса.
Морская авиация ВМФ часто привлекается к поисково-спасательной работе с гражданскими судами, хотя основные задачи возложены на МЧС. Так, в ноябре 2011 года именно военные Ил-38 искали и нашли пропавший в Белом море сухогруз "Капитан Кузнецов".