Авиабилеты подорожают из-за детей

Как выяснили "Известия", авиакомпаниям позволят закладывать расходы, связанные с перевозкой детей со скидкой 50%, в свои тарифы. Это следует из проекта поправок в Федеральные авиационные правила, которые подготовило Министерство транспорта. Ранее ряд авиакомпаний пытались через суд взыскать эти убытки с Министерства финансов, но получили отказ. По экспертным оценкам, только за счет фиксации этого механизма компенсации расходов билеты дополнительно подорожают на несколько процентов.

Авиаторам не компенсируют "детские" миллиарды

Авиаперевозка детей до 12 лет по льготным расценкам предусмотрена Воздушным кодексом России (ст. 106). Но действующие сегодня подзаконные акты не позволяют однозначно определить, ложатся ли возникающие в связи с этим расходы на сами авиакомпании или должны быть им компенсированы. Также не понятно, вправе ли перевозчики закладывать эти убытки в устанавливаемые тарифы, фактически переложив их на самих пассажиров.

Поэтому авиакомпании делали ряд попыток решить данный вопрос через суд, требуя взыскать понесенные расходы с государства, а именно с Министерства финансов. В марте 2012 года подобный иск "ЮТэйр" на 444 млн и 265 млн рублей (потери по льготам за 2008 и 2006 годы) был отклонен Арбитражным судом Москвы, его решение утвердили апелляция и кассация. Суды поддержали позицию Минфина, указав в решении, что "установление тарифов, в том числе льготных в отношении детей до 12 лет, является прерогативой перевозчиков, а не является государственным регулированием и соответственно не порождает расходных обязательств РФ".

Авиаперевозчики ("Полет", "Сибирь" и "ЮТэйр") обращались также в Конституционный суд (КС), чтобы проверить нормы Воздушного кодекса, обязывающие устанавливать льготы для детей, на соответствие Основному закону. В декабре 2011 года КС вынес решение о конституционности указанных положений. Вместе с тем суд признал расходы, возникающие у авиаперевозчиков, убытками и постановил внести в законодательство изменения, предполагающие их компенсацию.

Вопрос с льготой решен

Проект поправок Минтранса, с которым ознакомились "Известия", подготовлен как раз во исполнение этого постановления КС, следует из пояснительной записки к документу. В нем закрепляется на законодательном уровне механизм возмещения расходов перевозчикам, суть которого сводится к предоставлению им права закладывать данные убытки в тарифы.

Выходит, задекларировав льготы в Воздушном кодексе, государство в лице Минфина уклоняется от выполнения своих обязанностей и перекладывает расходы на частный бизнес и самих авиапассажиров, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Аналитик указал, что в Российском союзе промышленников и предпринимателей озвучивался компромиссный подход: авиакомпании устанавливают ограниченное количество детей, которых они готовы за свой счет перевозить за полцены, а в случае превышения лимита расходы компенсирует государство.

Если помощи от государства не последует, то компенсация убытков от льготных перевозок будет произведена за счет повышения стоимости авиабилетов, сообщили "Известиям" в авиакомпании "ЮТэйр".

Билеты подорожают минимум на несколько процентов

Насколько повысится тарифы, перевозчик не уточнил. "Мы еще не просчитали экономику вопроса", — указали в компании.

Гусаров соглашается, что при таком раскладе рост стоимости авиабилетов неизбежен.

— Если перевозку за полцены нескольких детей за рейс авиакомпании еще потянут, то в случаях, когда летят группы подростков, например, на отдых, нагрузка становится непосильной, а рейс убыточным, — говорит аналитик.

В авиакомпании "Сибирь" считают, что проект акта, разработанный Минтрансом, необоснованно перекладывает расходы, которые несут авиакомпании, предоставляя льготы для детей до 12 лет, на прочих перевозимых пассажиров, что "нарушает баланс публичных и частных интересов в указанной сфере".

Первый замгендиректора авиакомпании "Трансаэро" Дмитрий Столяров тем не менее указывает, что цены на билеты не возрастут, поскольку расходы на любые льготы должен компенсировать тот, кто их устанавливает. Де-факто перевозчикам уже приходится закладывать "детские" убытки в цены билетов.

В целом, по данным отраслевого агентства "Авиапорт", авиабилеты в 2012 году подорожали на 4,5%. Аналитик "ВТБ Капитала" Елена Сахнова отметила, что цены на билеты, безусловно, вырастут дополнительно за счет поправок в авиационные правила, но не очень значительно — на несколько процентов, поскольку льготников не так много. По словам Гусарова, авиакомпании не обязаны вести статистику по перевозке детей и сдавать ее регуляторам. Например, "ЮТэйр" в 2009–2011 годах перевезла порядка 400 тыс. детей.


Читайте полную версию на сайте