Войска отказались от модернизированного танка Т-72
— Начальнику ГАБТУ генералу Александру Шевченко результаты войсковой
эксплуатации уже доведены, а нынешний доклад дополнен развернутым
обоснованием для отказа от Т-72Б-3. Надеемся, что министерство примет
меры и предпочтет новые Т-90А, — сказал он.
Модификация
Т-72Б-3 идет на смену танков Т-80. Первой их получила 138-я отдельная
мотострелковая бригада в поселке Каменка Ленинградской области и почти
сразу обнаружила недостатки при ходовой эксплуатации, особенно на
стрельбах.
Собеседник в ЗВО говорит, что Т-72Б-3 не
оправдывает свою стоимость с учетом дополнительного оборудования на 52
млн рублей, что в бригаде надеялись увидеть более мощную и совершенную
машину. Танк может бороться с противником образца начала 1990-х годов, а
современная бронетехника, в том числе грузинские модификации Т-72,
которые доводили до ума израильтяне, просто разорвет его на части,
считает офицер.
— Из всех новшеств в танке появились только хороший белорусский
прицел "Сосна-У" и современные цифровые системы связи, все остальное от
базовой модели, то есть 30-летней давности, — добавил он.
По
его словам, в "новых" танках нет приемников ГЛОНАСС/GPS, по которым
танкисты могли бы определять свое местоположение в условиях визуальной
слепоты (у танка очень ограниченный обзор). Также нет практически
обязательной в современных условиях системы автоматического
сопровождения цели, которая автоматически держит машину или танк
противника на мушке, даже во время движения. Кроме того, у танка
старые метеодатчики, датчики износа ствола и другие важные механизмы.
В
частности, вместо новых двигателей В-92С2 мощностью 1 тыс. л.с. стоят
"откапиталенные" старые моторы В-84 на 840 л.с., а вместо современного
комплекса динамической защиты "Реликт" — старый "Контакт-5", не
спасающий от тандемных боеприпасов.
Представитель "Уралвагонзавода" пояснил "Известиям", что военные сами выбрали комплектацию, которой теперь недовольны.
—
У нас более 15 опций модернизации — можно поменять практически всё, от
ходовой части до вооружения и защиты. Российские военные выбрали далеко
не всё. Всё, что они выбрали, мы установили. Решение принимал еще
Владимир Поповкин, когда был начальником вооружения, и Николай Макаров,
экс-глава Генштаба, — пояснил представитель единственного производителя
танков.
Он отметил, что тогдашнее руководство Минобороны
посчитало, что выбранная комплектация является идеальной с точки зрения
соотношения цены и качества. Теперь выясняется, что офицеры этим
недовольны.
Представитель УВЗ подчеркнул, что из 52 млн
рублей, которые стоит модернизация Т-72Б-3, около 30 млн уходят на
капитальный ремонт танка — машины полностью разбирают, обследуют все
детали и меняют устаревшие на новые. Остальные деньги тратят на
модернизацию — закупку и установку нового оборудования и других
комплексов, которые выбрал заказчик.
Полный набор
модернизационных опций делает Т-72 почти таким же, как Т-90, а по
некоторым параметрам и лучше. Однако стоимость такой модернизации
сравнима с постройкой нового Т-90. При этом остаточный ресурс и
модернизационный потенциал новой машины намного больше, чем у
отремонтированной.
— Мы еще два года назад убеждали военных,
что если они хотят качественно новый танк, то им нужно покупать Т-90, а
не модернизировать 20–30-летние Т-72. Но нас никто не слушал, считали,
что мы пытаемся продать старый танк за новые деньги, хотя, подчеркиваю,
Т-90 — это другой танк, довести до его уровня Т-72 стоит ненамного
дешевле по объективным причинам, — пояснил представитель УВЗ.
Он
добавил, что кроме Т-90 УВЗ выпускает и модернизированный вариант этого
танка — Т-90С. Этот танк, по словам производителя, "на голову выше и
Т-90, и модернизированного Т-72".
— В 2014 году мы сможем
начать его серийное производство. Будем надеяться, что новое руководство
Минобороны пересмотрит решение своих предшественников. Мы готовы
выполнять заказ военных и на производство, и на их модернизацию, —
отметил представитель УВЗ.
По информации ГАБТУ, срыв поставок Т-72Б-3 с новыми двигателями
произошел из-за позднего заключения контракта с "Уралвагонзаводом", так
что пока в округа поступают танки со старыми моторами.
В
войсках удивляются, что модель Т-72М1, предназначенная для Алжира по
цене тоже 50 млн, оснащена системой автоматического сопровождения цели,
цифровыми датчиками поправок и метеоусловий, дистанционной зенитной
установкой и кондиционером. В российских же моделях электроника "на
уровне прошлого века".