Пенсионные деньги россиян потратят на энергомост в Японию
Минэнерго предложило ВЭБу финансировать за счет средств пенсионных накоплений граждан не только проекты ФСК, отвечающие условиям программы инфраструктурных облигаций. Как рассказал "Известиям" источник в правительстве, ведомство Александра Новака направило в госбанк перечень проектов, не включенных или частично учтенных в утвержденной инвестпрограмме ФСК, а также предложения "Холдинга МРСК" (МРСК) и "Системного оператора" (СО ЕЭС).
У ФСК это проекты общей стоимостью почти 114 млрд рублей, которые планируется реализовать до конца 2020 года. Дефицит 2013 года по этим проектам — 6,5 млрд рублей при общей стоимости 10,3 млрд. Речь идет о ряде ЛЭП на востоке страны, а также о проекте создания автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, поясняет собеседник газеты. Аппетиты МРСК значительно больше: общая стоимость реконструкции и строительства новых линий до конца 2018 года, преимущественно в Краснодарском крае, Санкт-Петербурге и Тюменской области, оценивается в 302,6 млрд рублей, потребность в "облигационном" финансировании — чуть менее 228 млрд рублей. Минэнерго также направило в ВЭБ "перечень инвестиционных проектов СО ЕЭС". Это три группы мероприятий, направленных на развитие энергоснабжения на БАМе, Транссибе и нефтепроводе ВСТО. Каждый из них оценивается в 8 млрд рублей. Еще 25,4 млрд рублей предлагается выделить на расширение энергосвязей Сибири и Урала (в обход Казахстана).
В программу СО ЕЭС также включен проект прокладки подводного кабеля Сахалин–Хоккайдо. Последний раз идея создания энергомоста с Японией обсуждалась российским властями после трагедии на "Фукусиме". Позднее полпред президента на Дальнем Востоке Виктор Ишаев сообщал, что пробный энергомост обойдется в 186 млрд рублей, финансировать работы предполагалось как за счет бюджета, так и на деньги частных компаний. Однако затем разговоры о проекте прекратились, очевидно, ввиду дороговизны работ и сомнительности экономического эффекта. Сейчас Минэнерго вновь предложило идею, но стоимость проекта еще выросла. По данным, представленным Минэнерго в ВЭБ, до 216 млрд рублей потребуется на сооружение парогазовых блоков суммарной мощностью до 4 ГВт и схемы выдачи мощности. Еще 33,6 млрд рублей понадобится на прокладку подводного кабеля в Японию и 64 млрд — на сооружение преобразователей. Возможны поэтапная реализация проекта и финансирование строительства электростанций за счет частных инвесторов, отмечают в Минэнерго.
Объекты не соответствуют требованиям ВЭБа, признает Минэнерго. Они не попадают в утвержденный диапазон сроков окупаемости, госбанк готов выкупать инфраструктурные облигации для финансирование проектов со сроками возврата средств 15–30 лет. Кроме того, реализация проектов, не включенных в инвестпрограмму ФСК, увеличит долговую нагрузку компании и негативно повлияет на оценку ее кредитоспособности, констатируют в Минэнерго. МРСК и СО ЕЭС не имеют необходимого кредитного рейтинга. Поэтому в ведомстве полагают, что обозначенные проекты могут быть профинансированы "за счет выпуска инфраструктурных облигаций при условии создания специальных компаний и использования дополнительного инструмента в виде госгарантий".
В письме ВЭБа в правительство нет прямого ответа на предложения Минэнерго, но госбанк отмечает, что осуществление проектного финансирование за счет средств пенсионных накоплений невозможно — пенсионные деньги могут выделяться под такие проекты лишь при наличии госгарантий. В ВЭБе, МРСК и ФСК не стали комментировать предложение министерства. Обозначенные проекты не имеют никакого отношения к инвестпрограмме СО ЕЭС, заявил представитель компании. "Системный оператор" лишь предлагает проекты в рамках своей компетенции для поддержания надежности энергосистемы, их реализацией занимаются профильные структуры, в данном случае ФСК. Инвестпрограмма самого СО направлена лишь на развитие системы оперативно-диспетчерского управления.
Для финансирования обозначенных проектов ВЭБу потребуется специальное решение правительства, а сами проекты выглядят "слишком рискованными", говорит собеседник "Известий" в банковских кругах. Выделение части проектов в специальные создаваемые структуры стало бы хорошей новостью для миноритарных акционеров ФСК и МРСК — это позволит снизить долговую нагрузку материнских компаний, отмечает аналитик "ВТБ Капитала" Михаил Расстригин. Но пока инициатива рождает больше вопросов, чем ответов: непонятно, на каких условиях будут возвращаться средства, кто будет управлять и владеть новыми сетями после строительства.
Реализация проектов могла бы вестись в рамках механизма проектного финансирования: у ВЭБа уже был такой опыт, отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По этой схеме госбанк финансирует создание Богучанского энергометаллургического объединения (одноименные ГЭС и алюминиевый завод) в Красноярском крае, которые на паритетных началах ведут ОК "Русал" и "РусГидро". Идея "Минэнерго" имеет право на существование, вопрос лишь в квалифицированном отборе экономически обоснованных и эффективных проектов, говорит эксперт. Однако более рациональным приложением пенсионных денег ВЭБа могла бы стать модернизация старой генерации в стране, добавляет он. Срок окупаемости таких проектов как раз вписывается в 15–30 лет, реконструкция ТЭЦ позволит снизить операционные расходы энергетиков, что в итоге может стабилизировать цены на электричество и станет позитивным для всей экономики, полагает Сергей Пикин.