Минобороны забраковало проект космического корабля для полета на Луну
— Перед началом защиты технического
проекта пилотируемого космического комплекса (ПКК) необходимо провести
защиту составных частей, однако на сегодняшний день на НТС
рассматривается только технический проект на комплекс пилотируемого
транспортного корабля, — подчеркнул в своем докладе на НТС начальник
военного представительства Минобороны РФ Андрей Пронкевич. — На
сегодняшний день не утверждено техзадание на ПКК и его основные части.
Головной исполнитель должен был разработать перечень технических заданий
и утвердить его у заказчика. На сегодняшний день эта работа не
закончена.
Все разработки перспективных пилотируемых
систем и комплексов в России ведутся при непосредственном участии
военных представительств, основной задачей которых является контроль
соответствия основных характеристик разрабатываемых образцов требованиям
техзадания заказчика. В Роскосмосе заявляют, что не собираются
отказываться от сотрудничества с военпредствами в данном вопросе.
Пронкевич отметил, что защита и приемка технического проекта на ПКК в целом должна проводиться после защиты составных частей.
В ответном слове президент РКК "Энергия" Виталий Лопота назвал сложившуюся ситуацию абсурдной.
— Мы делаем корабль, не имея ракеты. Это
абсурд, в котором мы сегодня живем. Нам сказали, что будет ракета
"Амур", которая должна быть после "Ангары", притом что сама "Ангара" не
очень эффективная ракета и она еще не летает, — сказал он.
11 февраля в интервью "Известиям"
гендиректор "Центра Хруничева" Александр Селиверстов рассказал, что
проект ракеты для пилотируемого космического комплекса еще не начат.
— В качестве базовой ракеты для ПКК будет
рассматриваться "Ангара". Проработки по этой теме в "Центре Хруничева"
уже есть. Как только нам дадут параметры ПКК, мы сформируем
соответствующее предложение по носителю, — сообщил Селиверстов.
По представленным РКК "Энергия" планам
создания нового пилотируемого корабля его летные испытания должны
начаться в 2018 году, а первый пилотируемый полет намечен на 2020 год.
Чтобы не отстать от графика, в этом году должен начаться выпуск рабочей
документации на элементы системы. По этим документам начнут
изготавливаться опытные, а затем летные экземпляры космического корабля.
Некоторое отставание в сроках создания самого корабля и ракеты проектанты предусмотрели.
— Техническое задание допускает
возможность отработки нового корабля в беспилотном варианте на ракете
"Зенит", — говорит главный конструктор пилотируемых комплексов РКК
"Энергия" Николай Брюханов. — А эксплуатация должна осуществляться на
ракете-носителе "Амур". Нами определены технические требования к ракете
"Амур" — они выданы организации, которая этим занимается.
В Роскосмосе "Известиям" сообщили, что
придают важное значение работе военных представительств и обязательно
учтут мнение их экспертов.
— Материалы технического проекта по
перспективной пилотируемой транспортной системе (ППТС) первого этапа в
настоящее время переданы на экспертизу в головные
научно-исследовательские учреждения Федерального космического агентства и
ЦНИИмаш, — говорит заместитель начальника Управления пилотируемых
программ Роскосмоса Владимир Митин. — По результатам экспертизы
планируется проведение научно-технического совета Роскосмоса, на котором
будет принято окончательное решение о порядке дальнейших действий:
приемке упомянутых материалов или продолжении работ для устранения
отмеченных недостатков.
РКК "Энергия" разрабатывает проект нового
пилотируемого космического комплекса с 2010 года. Макет обитаемой
капсулы был представлен на "МАКС-2011". В апреле 2012 года требования к
кораблю были изменены в связи с появлением в планах Роскосмоса
экспедиции к Луне и в проект были внесены существенные коррективы. Также
в 2011 году изменились планы по носителю для ПКК. Разработка
специальной ракеты "Русь" была приостановлена Совбезом РФ ввиду
значительной стоимости ее создания (не менее 202 млрд рублей) и схожести
представленных в эскизном проекте решений с теми, что применяются в
"Ангаре".