«Будем знакомы на amic.ru!»: «Если вы в Горном Алтае увидите мужика, лежащего в красивом месте...»

"Если вы в Горном Алтае увидите мужика, лежащего в красивом месте, в двух случаях из трех это буду я", - представляется в личном блоге на площадке "Живого журнала" (ЖЖ) барнаулец Алексей Эбель. Он ведет "Мимолетные заметки. И мимоходные".

Пару лет назад Алексей, совершенно неожиданно для себя, стал самым популярным на Алтае блоггером. Мы тогда с ним не были знакомы. О его победе, восхищаясь ЖЖ Алексея, мне рассказывал друг. Спрашиваю его: "И про что пишет самый популярный на Алтае блоггер?". "Про птичек в основном. Фотографии выставляет и маленькие рассказы к ним", - удивляет меня приятель.

Ухаживание с ягодкой

Алексей утверждает, что фотографии — всего лишь побочный продукт его работы. Какой? Расскажу чуть позже. И с его слов, он не стремится сделать красивые, эффектные фото.

Тем не менее снимки Эбеля прекрасны с эстетической точки зрения. Из курьезной, трогательной, захватывающей..., какой угодно привлекательной картинки они вырастают до чего-то большего, когда читаешь его заметки — фотоистории.

Одну фотоисторию он рассказал мне на интервью. Осень. Барнаул. Дендрарий Научно-исследовательского института садоводства Сибири им. академика М.А. Лисавенко. Алексей приметил пару свиристелей.

сенний момент ухаживая: молодые птицы друг другу передают ягодку. Одна другой приносит. Потом эта с ягодкой отлетает куда-то недалеко, возвращается назад и отдает. Могут по полчаса друг другу передавать", - говорит Алексей. Я вглядываюсь в фотографию, где свирестели встретились клювами, и думаю, что если бы не Эбель, я бы никогда не узнала о подобных проявлениях птичьей любви...

А теперь зима. Заказник "Лебединый" в Советском районе Алтайского края. Незамерзающее озеро Светлое. Два лебедя устроили поединок на воде, а третий, словно рефери, ведет счет.

"Самцы у кликунов весьма ревнивы, даже несмотря на постоянство условно-верных им подруг. Любой неосторожный жест со стороны потенциального конкурента, и вода кипит от негодования. Очень сложно поймать такой момент: слишком скоротечны стычки", - поясняет Алексей уже в своем ЖЖ. Примечание относится к схожей фотографии. Я опубликовала именно эту, потому что на ней Алексею удалось запечатлеть соперников при максимальном сближении. Да и композиция удивительная: скрещенные шеи напоминают сердце, за которое бьются белые птицы; лебедь-рефери кажется напряженно-сосредоточенным, точно он и впрямь судит бой; стоит четко посередине, чтобы не ничего не упустить — судить честно.

Возвращение

Алексей владеет двумя профессиями — биолога (орнитолога) и экономиста. Образование он получал параллельно - в Алтайском государственном университете и Всероссийском заочном финансово-экономическом институте.

Биологом Алексей почти не работал. Преимущественно в роли маркетолога он трудился в частных и государственных компаниях.

Последние шесть лет Алексей Эбель зарабатывая на жизнь экспортом облепихи. У него собственный бизнес. Часть сырья он получает на своих ягодных плантациях, расположенных в Змеиногорском и Кытмановском районе, часть - покупает. Переработка облепихи осуществляется по аутсорсингу.

За рубеж продается сырая облепиха, облепиховое масло, семена, саженцы. Из семян, между прочим, за рубежом получают масло, которое в России не производится. На Западе семечковое масло добавляют в косметику, на Востоке - в лекарственные препараты. География экспорта алтайской ягоды внушительна: Канада, Казахстан, Молдавия, Украина, Польша, Израиль, Германия, Великобритания, США и Финляндия.

Снова к орнитологии Алексей обратился четыре года назад. Вместе с ней из юности вернулось увлечение фотографией. Все взаимосвязано. Связующее звено - исследование природы Алтая и ее охрана, в том числе через рассказы жителям региона о тех существах, которые населяют наш родной клочок земли.

Altai Nature

Алексей снимает пейзажи, насекомых, млекопитающих и т. д., но главный объект его внимания - птицы.

"Почему птицы? Так вот голова повернута. У кого-то на пейзажи повернута. Пейзажи — это проще, не проще... Хотя, наверное, проще... Потому здесь нужно навыками несколько другими обладать - быть охотником кроме всего прочего. Это же азарт - выследить, найти, подобраться. Я всегда охотникам говорю: "Вы в утку стреляете. На звук она летит. И вы метров с 20-30 в ее долбите. А мне-то к ней надо подойти метров на 12-15, чтобы она не убегала от меня, не налетала, а чтобы что-то происходило такое... Вот и вся разница".

Птицы к тому же круглый год на глазах. Их можно фотографировать и в городе, и на природе, в отличие от млекопитающих. Что касается насекомых, то их можно снимать только четыре месяца в году", - объясняет Алексей.

Познавательный и природоохранный проект Эбеля, который сложился после периода бессистемной работы, называется Altai Nature ("Природа Алтая"). В него входит несколько подпроектов, среди них - по заказнику "Лебединый", Чарышской степи, соленым озерам (Кулундинское озеро и прочие), озеру Киндыктыкуль.

Сперва, в 2010 году, появился проект по "Лебединому". Изначально Алексей ограничивался наблюдением за лебедями и фотографированием, потом занялся исследовательской работой. Выяснилось, что с конца 70-х века орнитологи это озеро серьезно не изучали.

Что успел узнать Алексей и его соратники-энтузиасты, которыми он постепенно обзаводился благодаря Интернету?

Научные наблюдения за зимующими на территории заказника (учрежден в 1973 году) лебедями-кликунами в 1967 году начал алтайский орниторог Алексей Кучин. И поэтому считалось, что лебеди стали прилетать на зимовку в Светский район именно в 60-х.

"Мы начали копаться в документации и нашли приказ зерносовхоза "Урожайный" от 1955 года, в котором директор совхоза Евгений Ракша запрещает стрелять в лебедей, прилетающих на зимовку. Мы хотя бы отмотали назад 12 лет. В 55 году совхоз строился на пустом месте. Не было ни домов, ни хозяйственных построек... В округе пустота. И, значит, лебедей могли просто не замечать. Сейчас я попросил посмотреть, были ли упоминания о лебедях в бийской прессе (Советский район находится рядом с Бийском) конца 19-го - начала 20 века", - рассказывает Алексей. Это об истории появления лебедей.

В заказнике было отмечено несколько новых фактов зимовки птиц на Алтае. Самое значительное открытие касается малого (тундряного) лебедя.

"Это первый факт зимовки малого лебедя даже не на Алтае, а в Полиарктике. Прежде было известно, что они зимуют в Индии, на юге Каспия. Мы тундряного лебедя вторую зиму там отмечаем. Видели зимой с 10 года на 11-ый. Зимой с 11-го на 12-ый не наблюдали. И снова увидели нынешней зимой. Качественно отсняли", - отмечает Алексей.

Обнаружить на Алтае тундряного лебедя — огромная "удача" еще и потому, что он является крайне редким видом. Тундряной лебедь внесен в Красную книгу Международного союза охраны природы. Тот же лебедь-клинун не входит в какие-либо Красные книги.

Сосчитать тундряных лебедей команде Алексея Эбеля не удается. В стае, в которой почти 300 особей, сложно выделить тундряных, поскольку они не сильно отличаются от клинунов: они, во-первых, чуть меньше по размерам и, во-вторых, обладают менее крупным желтым пятном на клюве. На фотографии, что рядом, это прекрасно заметно.

По сей день орнитологи наверняка не знают, где гнездятся кликуны. Найти ответ на данный вопрос пытается Алексей Эбель.

"Кликунов кольцевали в 70-х годах, чтобы узнать о местах гнездования. Но в лебедей стрелять нельзя. И если охотник застрелил лебедя и увидел кольцо, он никогда не признается в этом и не отправить кольцо, куда надо. Поэтому возвратов колец не было вообще.

Мы в прошлом году задумались над этой темой, но пока не нашли решения. Появилась идея кольцевать шейными (горловыми) метками. В мире сейчас распространены такие метки. Они как труба пластмассовая надеваются на горло. Но есть опасения, что на трубы будет намерзать лед, и для птиц это будет критично. Сами, кстати, купили эти трубы за рубежом. Они в России не продаются. Одна труба три евро, что ли, стоит. Может быть, весной наденем с учетом того, что осенью придется снять.

Есть второй вариант — поставить на птиц радиомаяки. Но тут проблема в цене. Один радиомаяк стоит 1000 долларов, плюс плата за траффик. И не понятно, насколько батарейки будут живучи в наши морозы. Думаем, стоит ли свои деньги на это тратить", - продолжает Алексей.

По подсчетам собеседника, порядка 200 часов он провел на озере Светлое по-соседству с зимующими лебедями, много часов — при температуре, близкой к 50 градусам со знаком "-". Его наблюдения и фотографии легли в основу великолепного альбома "Зимняя сказка Лебединого озера", который издан при поддержке администрации Алтайского края в 2012 году. Выпуск альбома приурочен к 75-летию региона.

Добытую информацию о птицах Эбель передает ученым-орнитологам. "У нас орнитологи, как правило, "образовательные". Они все время со студентами занимаются. Им некогда ходить по полям. А тут стал появляться живой материал. Им интересно сотрудничать", - говорит Алексей.

Подробнее об остальных подпроектах Altai Nature вы прочитаете на сайте проекта, который скоро будет запущен. Коротенько расскажем о двух подпроектах - по озеру Киндыктыкуль (Республика Алтай, 100 киллометров от села Кош-Агач) и Чарышской степи (Шипуновский и Краснощековский районы Алтайского края).

Два года назад товарищ Алексея Эбеля на Киндыктыкуле сфотографировал выводок горных гусей. О гнездовании этих птиц на юге Западной Сибири дотоле не знали. Причем, горных гусей на озере активно стреляют. Цель фотографов — прекратить браконьерство.

Подпроект Чарышская степь "призван защитить" степных орлов, которые там обитают. Это самая восточная популяция степных орлов в России. Лет 15 назад, пока орнитологи-энтузиасты не нашли степных орлов в Чарышской степи, считалось, что их "владения" заканчиваются в Оренбургской области. Алексей Эбель принимал участие в документальной организации заказника в Чарышской степи. Очевидно, заказник будет создан в 2013 году.

Искусство подобраться

Как подобраться к пугливым птицам? По словам Алексея Эбеля, он использует довольно известные приемы. Простейший - прикинуться, что тебе конкретная птица нисколечко не интересна.

"Лебединое озеро. Лежат лебеди на льду. Народ приезжает и бежит к этим лебедям. Ну что лебедям делать? Встали и побежали от людей. А каким образом нужно делать? Идешь не спеша будто бы мимо лебедей. Смотришь на их реакцию — подпускают или нет. Идешь назад мимо, но на 20 сантиметров ближе. И постепенно "челноком" к лебедям подходишь. Это классический пример.

Есть люди, которые по два дня следуют за какой-то птицей, то удаляясь, то приближаясь. Это называется прикинуться коровой, которая своими делами занимается, а что вокруг происходит, ей вообще не интересно.

Я не помню, чтобы выслеживал птиц больше двух часов.

Маскировочные халаты я не надеваю, потому что птицы на самом деле все равно тебя видят и понимают, если только они не летят. Когда ты охотник, сидишь в скрадке, а птица летит, то она может тебя и не разглядеть", - раскрывает "профессиональные секреты" Алексей.

Порой Алексей не сам идет к птице, а подзывает ее к себе — выманивает на птичьи голоса. У него богатая коллекция звуков.

"Неясыть длиннохвостую выманивали на звук другой совы (в 2010 году Алексей нашел в барнаульском дендрарии, куда часто ходит фотографировать, гнездо длиннохвостой неясыти; это первый известный факт гнездования неясыти в черте города). Когда на гнездовом участке проигрываешь голос другой совы, другого вида совы, они прилетают разборки наводить. Кто тут?! Что тут происходит?!

А многих мелких птиц можно на песенки подманить, на родные. Они начинают соперника искать. И самки прилетают. Им интересно узнать, кто на их территории.

Иногда такие заварушки начинаются! У меня была интересная ситуация. Я ехал в районе Новоалтайска, у дач остановился отдохнуть. Смотрю - там овсянки. Я включил их звук. А оказывается, что встал прямо на границе трех гнездовых участков. Слетелись все три самца и давай втроем выяснять отношения. Кто чужим голосом тут распелся?!", - вспоминает Алексей.

Татьяна Труфанова

Фото, на которых запечатлена природа, принадлежат Алексею Эбелю.

Фото с Алексеем Эбелем сделаны Иваном Крупчиком, Константином Михайловым и Иосифом Кауровым.

Читайте полную версию на сайте