Россия создает самый крупный после 1989 года корабль
Последний крупный корабль российские, а тогда еще советские кораблестроители построили в 1989 году — тогда на воду был спущен тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", который в 1998 году стал флагманом российского флота и самым крупным в мире боевым кораблем (не считая авианосцев).
После защиты проекта в течение 2–3 лет конструкторы проработают техническую документацию, внешний вид корабля и его вооружения. Скорее всего, эсминец заложат на петербургской "Северной верфи", но окончательного решения главкомат ВМФ еще не принял.
Представитель оборонно-промышленного комплекса (ОПК) пояснил "Известиям", что новый эсминец станет самым крупным военным кораблем, спроектированным и построенным со времен СССР.
— Водоизмещение эсминца предполагается равным или немного меньшим ракетных крейсеров проекта 1164 "Москва". То есть в районе 12 тыс. т. Это универсальный корабль с ударными, противолодочными, противовоздушными и даже противоракетными функциями. Он также сможет поддерживать огнем наземные войска в прибрежных зонах, — сказал источник в ОПК.
Пока довольно трудно представить огромный эсминец размером с флагмана Черноморского флота крейсер "Москва" и превосходящий американские крейсера УРО (управляемое ракетное оружие) класса Ticonderoga. Во флоте США все 27 имеющихся крейсеров — именно этой серии.
По данным "Известий", суперэсминец будет вооружен противокорабельными ракетами, крылатыми ракетами для ударов по наземным целям, перспективными комплексами ПВО и ПРО, в том числе С-500 "Прометей". Для борьбы с подводными объектами планируется оснастить его гидроакустической станцией и торпедами.
Во флоте СССР и России был единственный эсминец проекта 956 — "Современный". При водоизмещении 8 тыс. т он вооружался только противокорабельными ракетами "Москит" и комплексами ПВО, а средств против субмарин не имел. Эсминец оказался очень требовательным к обслуживанию энергетической установки, особенно к качеству котельной воды. Поэтому начиная с 1990 годов из серии в 17 кораблей в строю остались девять, остальные списаны и утилизированы.
— Эсминец нашему ВМФ нужен позарез, а водоизмещение пусть не смущает. Основной американский эсминец типа Arleigh Burke тоже немал — 9648 т, несет крылатые ракеты Tomahawk и противокорабельные Harpoon. У всех 62 эсминцев ПВО мощнейшая, с системой Aegis, — прокомментировал представитель ОПК.
По его словам, большие размеры диктуются задачей обеспечивать боевую устойчивость корабельных группировок в отдаленных районах Мирового океана и действия морской пехоты в экспедиционных операциях. В отличие от США Россия не имеет баз по всему миру, возможности пополнять припасы ограниченны, так что нужно "всё свое возить с собой", подчеркнул он.
В первую очередь новый эсминец должен защищать вертолетоносцы "Мистраль", а в дальнейшем — и перспективные атомные авианосцы.
— ПКБ "Северный" накопил хороший опыт проектирования больших ударных кораблей. Флагман флота ракетный крейсер "Петр Великий", а также большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко" — это его разработка, — напомнил "Известиям" собеседник.
Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров сказал "Известиям", что минимальное количество единиц в серии — три.
— Неплохо бы иметь по девять новых эсминцев на Тихоокеанском и Северном флотах, еще штук пять на Балтике. Но в первую очередь — на Тихом океане. Основной задачей ставить обеспечение развертывания подводных лодок, — заявил адмирал.
Военный эксперт, автор книг по истории советского и российского ВМФ Дмитрий Болтенков считает, что за последние 20 лет Россия, по сути, упустила целое поколение кораблей.
— Большинство крупных флотов мира за этот срок успели построить множество крупных и хорошо вооруженных кораблей с многофункциональными информационно-управляющими системами, мощнвми ПРО и ПВО, противокорабельными и крылатыми ракетами. Пора и нам подключаться, — сказал он "Известиям".
По его мнению, основа надводных сил России — крейсеры 1164, большие противолодочные корабли 1155, эсминцы 956 — добротные корабли, но окончание срока их службы уже не за горами.