Потерей более пятидесяти тысяч рублей закончился для жителя Барнаула заурядный поход к банкомату
ВБ .
ЧЕКИ ИЗ МУСОРКИ
В тот вечер Павел Петрович зашел в магазин "Новэкс", чтобы сделать кое-какие покупки. Денег в кошельке не хватало, и мужчина решил снять с карточки 500 рублей. Не ожидая никакого подвоха, он подошел к банкомату Сбербанка, стоящему в холле магазина, вставил карту, ввел ПИН-код. В этот момент к нему подошел незнакомый парень со словами: "Извините, у меня тут с картой какая-то проблема, Интернет не работает. Можно посмотреть, у вас с Интернетом все в порядке или это у всех такая ерунда?". Павел Петрович не заподозрил ничего дурного. Ведь все происходило у него на глазах. Не снимет же этот парень деньги без его ведома. Тем более что у банкоматов толпилось еще несколько человек.
"Пожалуйста, проверяйте", - мужчина согласно махнул рукой. Незнакомец нажал две кнопки, что-то посмотрел на экране и сообщил: "И у вас карта ничего не выдает. Наверное, тоже Интернет не работает". В этот момент из банкомата вылезли какие-то чеки. Парень равнодушно смял их, бросил в корзину и отошел в сторону. Сняв 500 рублей, Павел Петрович сделал покупки и отправился по своим делам. Он не видел, как после его ухода незнакомец, стоявший в сторонке, вернулся к банкомату, наклонился над мусорным ящиком и вытащил оттуда два чека, которые так демонстративно выбросил несколько минут назад…
Неприятности не заставили себя долго ждать. Надо сказать, банковская карта, с которой Павел Петрович снимал деньги, вообще-то принадлежала не ему. Несколько месяцев назад он решил завести карточку, чтобы оплачивать кредит, но Сбербанк отказал ему. Тогда Павел Афанасьев обратился к своему другу детства Евгению Сурикову с просьбой оформить договор с банком на свое имя. Тот согласился. И хотя пользовался картой Павел Петрович, СМС-сообщения о проведенных операциях приходили Сурикову. В тот вечер Евгений Валерьевич сидел дома, как вдруг на его мобильник стали бесконечной чередой идти сообщения о том, что с его банковского счета куда-то уходят деньги. Сообщения о переводе трех тысяч (больше за раз перевести просто невозможно) на какой-то неизвестный счет шли одно за другим с периодичностью в несколько секунд.
Увидев гору сообщений, хозяин очень удивился и обеспокоился. Проверив мобильный банк, он понял, что со счета бесследно пропали 54 тысячи рублей. Едва дождавшись утра, он направился в Сбербанк и попросил заблокировать счет, после чего сообщил неприятную новость своему другу Афанасьеву.
"Как же так получилось? – недоумевал Афанасьев. – Карточка при мне, узнать пароль никто не мог, потому что я держу его в голове, а не ношу с собой на бумажке. Куда же делись деньги? Их в принципе невозможно было украсть. Или все-таки возможно?". Тут он припомнил того парня, который копался в банкомате в тот момент, когда была вставлена карточка. По просьбе Павла Петровича Суриков обратился в банк за разъяснениями, и сотрудник службы безопасности рассказал о новой схеме, придуманной мошенниками. Оказывается, чтобы нелегально снять деньги со счета, вовсе не обязательно воровать карту.
АФЕРИСТЫ В ОНЛАЙНЕ
Существует автоматизированная система "Сбербанк Онлайн", которая размещена на сайте ОАО "Сбербанк России". Эта система позволяет с компьютера управлять всеми своими счетами (вкладами, банковскими картами), оплачивать услуги, переводить деньги со счета на счет и т. д. Для того чтобы получить доступ к этой системе, необходимо в банкомате получить идентификаторы и пароли. Для этого нужно вставить карту в банкомат, набрать ПИН-код, затем нажать по очереди две кнопки. После этого банкомат распечатывает два чека: идентификатор и 20 разовых паролей, то есть, получив один такой чек, можно 20 раз зайти в "Сбербанк Онлайн". Процесс получения паролей занимает несколько секунд.
К сожалению, достоинства автоматизированной системы оценили не только клиенты банка, но и мошенники, придумав новый способ похищения денег. Схема его такова: мошенник, выбрав жертву возле банкомата, обращается к ней и поясняет, что по какой-то причине не может распечатать со своей карты пароли в "Сбербанк Онлайн". Для того чтобы выяснить, в чем причина, не исправна карта или банкомат, он просит жертву распечатать пароли со своей карты. Ни о чем не подозревая, человек вводит ПИН-код, после чего мошенник распечатывает пароли и возвращает карту жертве, а сам, забрав квитанции, спокойно уходит либо демонстративно выбрасывает квитанции в урну, а затем возвращается и забирает их. Потом мошенник входит в Интернет (это можно сделать даже с мобильного телефона) и переводит деньги на другую карту, по которой впоследствии снимает наличные деньги в банкомате.
Особенно ошарашил Евгения Сурикова тот факт, что, получив чеки с идентификатором и паролем с помощью одной из его банковских карт, мошенник впоследствии вполне мог перевести деньги со всех банковских карт, оформленных на его имя.
ДЕЛО СЫСКНОЙ ТЕХНИКИ
Пострадавший подал заявление в полицию. Через некоторое время оперативники уголовного розыска вышли на след 21-летнего жителя Новоалтайска Сергея Ерёмина. Парень окончил училище, но нигде не работал. Денег не хватало, но вместо того чтобы искать легальный заработок, Сергей решил воспользоваться современной техникой и украсть часть доходов у добропорядочных граждан.
Задержанный мошенник подтвердил все худшие догадки сотрудника службы безопасности банка и пострадавшего Павла Афанасьева. По его словам, в тот день он находился в Барнауле и зашел в магазин. Ему нужны были деньги. В магазине он заметил мужчину, который вставляет карточку в банкомат, и решил "позаимствовать" у него часть наличности. Дождавшись, пока тот введет ПИН-код, мошенник применил уловку с проверкой Интернета, а, оказавшись у банкомата, просто нажал на клавишу "Интернет и мобильная связь", после чего прибор выдал два чека с логином, паролем карты и двадцатью индивидуальными, одноразовыми паролями. Добыв чеки, Сергей Ерёмин отправился в ближайшее интернет-кафе, зашел на сайт Сбербанка, ввел логин и пароль с первого чека, а потом по-очередно 18 паролей с другого чека. Таким способом он перечислил 54 тысячи рублей на карточку, которую случайно нашел на улице несколько месяцев назад. Сделав дело, мошенник зашел в банкомат и снял деньги с карточки.
Как выяснилось позже, на счету Сергея это было не первое подобное мошенничество. Через сотрудников Сбербанка полицейские выяснили, на какую карточку ушли похищенные деньги, допросили хозяина и через него вышли на след Ерёмина. Запись с камеры наблюдения подтвердила, что именно он снял деньги с карты. Дальше задержать Сергея было делом техники. Сергею Ерёмину предъявили обвинение по ч. 2 ст. 159 УК РФ (мошенничество). В данный момент дело направлено в суд.
Как пояснили нам в пресс-службе Сибирского банка Сбербанка России, с таким видом мошенничества клиенты Сбербанка столкнулись впервые. Но правила защиты весьма простые. Всегда прикрывайте рукой ввод ПИН-кода на терминалах и банкоматах. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте третьим лицам информацию о карте и о счетах. Не допускайте, чтобы во время вашей работы на банкоматах или терминалах рядом находились посторонние люди. Никогда не храните рядом с картой информацию о ПИН-коде и личные пароли для входа в "Сбербанк Онлайн". Если вы стали жертвой мошенничества - обратитесь в ближайшее отделение Сбербанка.
Информацию предоставила помощник прокурора Октябрьского района г. Барнаула Ольга Завьялова.
Имена персонажей изменены.
Читайте полную версию на сайте
ЧЕКИ ИЗ МУСОРКИ
В тот вечер Павел Петрович зашел в магазин "Новэкс", чтобы сделать кое-какие покупки. Денег в кошельке не хватало, и мужчина решил снять с карточки 500 рублей. Не ожидая никакого подвоха, он подошел к банкомату Сбербанка, стоящему в холле магазина, вставил карту, ввел ПИН-код. В этот момент к нему подошел незнакомый парень со словами: "Извините, у меня тут с картой какая-то проблема, Интернет не работает. Можно посмотреть, у вас с Интернетом все в порядке или это у всех такая ерунда?". Павел Петрович не заподозрил ничего дурного. Ведь все происходило у него на глазах. Не снимет же этот парень деньги без его ведома. Тем более что у банкоматов толпилось еще несколько человек.
"Пожалуйста, проверяйте", - мужчина согласно махнул рукой. Незнакомец нажал две кнопки, что-то посмотрел на экране и сообщил: "И у вас карта ничего не выдает. Наверное, тоже Интернет не работает". В этот момент из банкомата вылезли какие-то чеки. Парень равнодушно смял их, бросил в корзину и отошел в сторону. Сняв 500 рублей, Павел Петрович сделал покупки и отправился по своим делам. Он не видел, как после его ухода незнакомец, стоявший в сторонке, вернулся к банкомату, наклонился над мусорным ящиком и вытащил оттуда два чека, которые так демонстративно выбросил несколько минут назад…
Неприятности не заставили себя долго ждать. Надо сказать, банковская карта, с которой Павел Петрович снимал деньги, вообще-то принадлежала не ему. Несколько месяцев назад он решил завести карточку, чтобы оплачивать кредит, но Сбербанк отказал ему. Тогда Павел Афанасьев обратился к своему другу детства Евгению Сурикову с просьбой оформить договор с банком на свое имя. Тот согласился. И хотя пользовался картой Павел Петрович, СМС-сообщения о проведенных операциях приходили Сурикову. В тот вечер Евгений Валерьевич сидел дома, как вдруг на его мобильник стали бесконечной чередой идти сообщения о том, что с его банковского счета куда-то уходят деньги. Сообщения о переводе трех тысяч (больше за раз перевести просто невозможно) на какой-то неизвестный счет шли одно за другим с периодичностью в несколько секунд.
Увидев гору сообщений, хозяин очень удивился и обеспокоился. Проверив мобильный банк, он понял, что со счета бесследно пропали 54 тысячи рублей. Едва дождавшись утра, он направился в Сбербанк и попросил заблокировать счет, после чего сообщил неприятную новость своему другу Афанасьеву.
"Как же так получилось? – недоумевал Афанасьев. – Карточка при мне, узнать пароль никто не мог, потому что я держу его в голове, а не ношу с собой на бумажке. Куда же делись деньги? Их в принципе невозможно было украсть. Или все-таки возможно?". Тут он припомнил того парня, который копался в банкомате в тот момент, когда была вставлена карточка. По просьбе Павла Петровича Суриков обратился в банк за разъяснениями, и сотрудник службы безопасности рассказал о новой схеме, придуманной мошенниками. Оказывается, чтобы нелегально снять деньги со счета, вовсе не обязательно воровать карту.
АФЕРИСТЫ В ОНЛАЙНЕ
Существует автоматизированная система "Сбербанк Онлайн", которая размещена на сайте ОАО "Сбербанк России". Эта система позволяет с компьютера управлять всеми своими счетами (вкладами, банковскими картами), оплачивать услуги, переводить деньги со счета на счет и т. д. Для того чтобы получить доступ к этой системе, необходимо в банкомате получить идентификаторы и пароли. Для этого нужно вставить карту в банкомат, набрать ПИН-код, затем нажать по очереди две кнопки. После этого банкомат распечатывает два чека: идентификатор и 20 разовых паролей, то есть, получив один такой чек, можно 20 раз зайти в "Сбербанк Онлайн". Процесс получения паролей занимает несколько секунд.
К сожалению, достоинства автоматизированной системы оценили не только клиенты банка, но и мошенники, придумав новый способ похищения денег. Схема его такова: мошенник, выбрав жертву возле банкомата, обращается к ней и поясняет, что по какой-то причине не может распечатать со своей карты пароли в "Сбербанк Онлайн". Для того чтобы выяснить, в чем причина, не исправна карта или банкомат, он просит жертву распечатать пароли со своей карты. Ни о чем не подозревая, человек вводит ПИН-код, после чего мошенник распечатывает пароли и возвращает карту жертве, а сам, забрав квитанции, спокойно уходит либо демонстративно выбрасывает квитанции в урну, а затем возвращается и забирает их. Потом мошенник входит в Интернет (это можно сделать даже с мобильного телефона) и переводит деньги на другую карту, по которой впоследствии снимает наличные деньги в банкомате.
Особенно ошарашил Евгения Сурикова тот факт, что, получив чеки с идентификатором и паролем с помощью одной из его банковских карт, мошенник впоследствии вполне мог перевести деньги со всех банковских карт, оформленных на его имя.
ДЕЛО СЫСКНОЙ ТЕХНИКИ
Пострадавший подал заявление в полицию. Через некоторое время оперативники уголовного розыска вышли на след 21-летнего жителя Новоалтайска Сергея Ерёмина. Парень окончил училище, но нигде не работал. Денег не хватало, но вместо того чтобы искать легальный заработок, Сергей решил воспользоваться современной техникой и украсть часть доходов у добропорядочных граждан.
Задержанный мошенник подтвердил все худшие догадки сотрудника службы безопасности банка и пострадавшего Павла Афанасьева. По его словам, в тот день он находился в Барнауле и зашел в магазин. Ему нужны были деньги. В магазине он заметил мужчину, который вставляет карточку в банкомат, и решил "позаимствовать" у него часть наличности. Дождавшись, пока тот введет ПИН-код, мошенник применил уловку с проверкой Интернета, а, оказавшись у банкомата, просто нажал на клавишу "Интернет и мобильная связь", после чего прибор выдал два чека с логином, паролем карты и двадцатью индивидуальными, одноразовыми паролями. Добыв чеки, Сергей Ерёмин отправился в ближайшее интернет-кафе, зашел на сайт Сбербанка, ввел логин и пароль с первого чека, а потом по-очередно 18 паролей с другого чека. Таким способом он перечислил 54 тысячи рублей на карточку, которую случайно нашел на улице несколько месяцев назад. Сделав дело, мошенник зашел в банкомат и снял деньги с карточки.
Как выяснилось позже, на счету Сергея это было не первое подобное мошенничество. Через сотрудников Сбербанка полицейские выяснили, на какую карточку ушли похищенные деньги, допросили хозяина и через него вышли на след Ерёмина. Запись с камеры наблюдения подтвердила, что именно он снял деньги с карты. Дальше задержать Сергея было делом техники. Сергею Ерёмину предъявили обвинение по ч. 2 ст. 159 УК РФ (мошенничество). В данный момент дело направлено в суд.
Как пояснили нам в пресс-службе Сибирского банка Сбербанка России, с таким видом мошенничества клиенты Сбербанка столкнулись впервые. Но правила защиты весьма простые. Всегда прикрывайте рукой ввод ПИН-кода на терминалах и банкоматах. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте третьим лицам информацию о карте и о счетах. Не допускайте, чтобы во время вашей работы на банкоматах или терминалах рядом находились посторонние люди. Никогда не храните рядом с картой информацию о ПИН-коде и личные пароли для входа в "Сбербанк Онлайн". Если вы стали жертвой мошенничества - обратитесь в ближайшее отделение Сбербанка.
Информацию предоставила помощник прокурора Октябрьского района г. Барнаула Ольга Завьялова.
Имена персонажей изменены.