Таксистов оштрафуют на 5 тыс. рублей за отказ подвезти
Как
пишет депутат в пояснительной записке к законопроекту, пытаться
заставить таксистов исполнять публичный договор через суд —
неэффективно, в отличие от административных штрафов.
У
легальных таксистов — именно их коснется нововведение в случае его
принятия — предложение депутата вызвало неоднозначную реакцию.
В
ситуации, когда штрафы для легальных таксистов и так достигают
нескольких сотен тысяч рублей, а нелегального могут наказать максимум на
5 тыс., лишние поборы для легального перевозчика — перебор, считает
Ярослав Щербинин, председатель Межрегионального профсоюза работников
общественного транспорта "Таксист".
— Я думаю, у водителя
должно быть право отказаться. Если пассажир садится в грязной одежде,
если он явно не платежеспособен, если ведет себя вызывающе, агрессивно, —
утверждает председатель профсоюза.
С ним согласен руководитель отдела сервиса компании "Такси Ангел" Владимир Орнакский.
—
Ситуации могут быть разные. Я не понимаю, кому будут выгодны такие
изменения в законе? Неадекватным людям, которые не хотят платить за
проезд? — рассуждает он.
— Вместо того, чтобы заниматься
перевозкой, я вынужден буду объяснять в компетентных органах, почему был
вынужден отказать пассажиру. Этот закон — очередная пустышка, —
утверждает Щербинин.
Юрист Общества защиты прав потребителей
(ОЗПП) Олег Фролов считает, что на практике предлагаемую норму применить
не удастся. Доказать, что водитель отказался обслужить клиента без
объективных причин, практически невозможно.
— Невозможно
зафиксировать факт отказа. Как правило мы обращаемся в такси по
телефону. Чтобы зафиксировать факт отказа, нужно письменно обратится с
просьбой оказать услугу и получить письменный отказ. Такой практики
просто нет, — рассказал он.
Как пояснил юрист, в гражданском
процессе принимаются только документальные подтверждения нарушений.
Скажем, видеозапись общения с водителем не может стать основанием для
иска.
По словам Фролова, в практике ОЗПП не было случаев, когда потребители обращались бы в суд с исками против таксистов.
—
Многие возмущаются, но до суда не доходит. Доказательства собрать очень
сложно, а размер компенсации не превысит нескольких тысяч рублей. Это
просто невыгодно, — заметил он.
Также участники рынка
отметили, что до сих пор не существует ГОСТов для таксометров. Сегодня в
роли таксометра может выступать как программа установленная в
навигаторе, так и аппарат, способный принимать карточки и выдавать чеки.
—
Пока ГОСТ не разработан, выписывать штрафы абсурдно. Надо будет купить
некий прибор и потом доказывать ГИБДД, что он является таксометром. Вот у
меня есть программа на телефоне, которая высчитывает стоимость поездки.
Такой телефон является таксометром или нет? — спрашивает Ярослав
Щербинин.
Позиция таксопарков здесь различается. Некоторые из
них уже установили таксометры. Например, как сообщили в компании
"Городское такси", в машинах этой компании есть аппараты, имеющие
возможность выдавать кассовые чеки при оплате наличными, а также
автоматически рассчитывать стоимость поездки, учитывая пробег и скорость
движения автомобиля.
— Таким образом исключается влияние водителя на стоимость поездки, — сообщила бренд-менеджер компании Светлана Косорукова.
По
словам руководителя отдела продаж компании Infinity (разрабатывает софт
для таксопарков) Алены Брудской, на рынке говорят, что в ближайшее
время ГОСТ утвердит конкретную модель таксометра, созданную российскими
разработчиками. Но по разработчикам программного обеспечения это не
сильно ударит, поскольку таксометр — только небольшая часть софта,
который разрабатывают для таксопарков.