Таксистов оштрафуют на 5 тыс. рублей за отказ подвезти

Депутат-единоросс Николай Гончар внес в Госдуму поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Он предлагает за отказ от перевозки пассажиров или багажа штрафовать водителя такси на 5 тыс. рублей (должностных лиц — на 15 тыс. рублей, юридических лиц — на 30 тыс. рублей). Такие же штрафы предлагается ввести за работу без таксометра. Об этом сообщают "Известия ".

Как пишет депутат в пояснительной записке к законопроекту, пытаться заставить таксистов исполнять публичный договор через суд — неэффективно, в отличие от административных штрафов.

У легальных таксистов — именно их коснется нововведение в случае его принятия — предложение депутата вызвало неоднозначную реакцию.

В ситуации, когда штрафы для легальных таксистов и так достигают нескольких сотен тысяч рублей, а нелегального могут наказать максимум на 5 тыс., лишние поборы для легального перевозчика — перебор, считает Ярослав Щербинин, председатель Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист".

— Я думаю, у водителя должно быть право отказаться. Если пассажир садится в грязной одежде, если он явно не платежеспособен, если ведет себя вызывающе, агрессивно, — утверждает председатель профсоюза.

С ним согласен руководитель отдела сервиса компании "Такси Ангел" Владимир Орнакский.

— Ситуации могут быть разные. Я не понимаю, кому будут выгодны такие изменения в законе? Неадекватным людям, которые не хотят платить за проезд? — рассуждает он.

— Вместо того, чтобы заниматься перевозкой, я вынужден буду объяснять в компетентных органах, почему был вынужден отказать пассажиру. Этот закон — очередная пустышка, — утверждает Щербинин.

Юрист Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Олег Фролов считает, что на практике предлагаемую норму применить не удастся. Доказать, что водитель отказался обслужить клиента без объективных причин, практически невозможно.

— Невозможно зафиксировать факт отказа. Как правило мы обращаемся в такси по телефону. Чтобы зафиксировать факт отказа, нужно письменно обратится с просьбой оказать услугу и получить письменный отказ. Такой практики просто нет, — рассказал он.

Как пояснил юрист, в гражданском процессе принимаются только документальные подтверждения нарушений. Скажем, видеозапись общения с водителем не может стать основанием для иска.

По словам Фролова, в практике ОЗПП не было случаев, когда потребители обращались бы в суд с исками против таксистов.

— Многие возмущаются, но до суда не доходит. Доказательства собрать очень сложно, а размер компенсации не превысит нескольких тысяч рублей. Это просто невыгодно, — заметил он.

Также участники рынка отметили, что до сих пор не существует ГОСТов для таксометров. Сегодня в роли таксометра может выступать как программа установленная в навигаторе, так и аппарат, способный принимать карточки и выдавать чеки.

— Пока ГОСТ не разработан, выписывать штрафы абсурдно. Надо будет купить некий прибор и потом доказывать ГИБДД, что он является таксометром. Вот у меня есть программа на телефоне, которая высчитывает стоимость поездки. Такой телефон является таксометром или нет? — спрашивает Ярослав Щербинин.

Позиция таксопарков здесь различается. Некоторые из них уже установили таксометры.  Например, как сообщили в компании "Городское такси", в машинах этой компании есть аппараты, имеющие возможность выдавать кассовые чеки при оплате наличными, а также автоматически рассчитывать стоимость поездки, учитывая пробег и скорость движения автомобиля.

— Таким образом исключается влияние водителя на стоимость поездки, — сообщила бренд-менеджер компании Светлана Косорукова.

По словам руководителя отдела продаж компании Infinity (разрабатывает софт для таксопарков) Алены Брудской, на рынке говорят, что в ближайшее время ГОСТ утвердит конкретную модель таксометра, созданную российскими разработчиками. Но по разработчикам программного обеспечения это не сильно ударит, поскольку таксометр — только небольшая часть софта, который разрабатывают для таксопарков.


Читайте полную версию на сайте