За три года дефицит бензина в России вырастет в 70 раз

К 2015 году дефицит бензина на внутреннем рынке России может вырасти в 70 раз по сравнению с прогнозом нынешнего года и достичь 3,7 млн т, следует из расчетов Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В 2013 году нехватка топлива российских производителей составит лишь 53,7 тыс. т, что при предполагаемом объеме потребления на уровне 32,5–33 млн т укладывается в статистическую погрешность. В следующем году показатель дефицита вырастет незначительно — до 184,5 тыс. т, поделился с "Известиями " обновленными расчетами высокопоставленный источник в ФАС. Пока российские НПЗ производят этого топлива больше, чем потребляется в стране.

Снижение производства топлива связано в первую очередь с корректировками, которые в прошлом году внесли 12 российских нефтяных компаний в свои четырехсторонние соглашения с ФАС, Росстехнадзором и Росстандартом. Прогнозы антимонопольщиков основанным на данных этих соглашений. Два года назад государство обязало НПЗ модернизировать производство и повышать класс произведенного топлива. Изменения в техрегламент были одобрены осенью 2011 года, тогда же нефтяники представили подробные планы модернизации НПЗ в 2011–2020 годах. С 1 января нынешнего года в России вводится запрет на продажу низкокачественного бензина стандарта "Евро-2", с 2015-го — "Евро-3", с 2016 года — "Евро-4".

По словам источника в ФАС, сейчас компании пересмотрели свои возможности по модернизации и внесли корректировки, снизив прогнозы производства более экологичных бензинов "Евро-5" в 2015 году с 38,6 млн т до 17,3 млн т. При этом планы по производству "Евро-4" через два года, напротив, увеличены — с 4,5 млн т до 17,5 млн т. В результате недопроизводство "легального" на тот момент топлива в России составит 8,2 млн т. Одновременно нефтяники пересмотрели планы производства "Евро-3" в 2015 году, увеличив их с 850 тыс. т до 2,1 млн т. Законодательство не запрещает вырабатывать низкокачественное топливо на экспорт. Так, в нынешнем году, по данным ФАС, НПЗ произведут почти 1 млн т бензина "Евро-2", запрещенного к тому моменту внутри страны.  

Согласно откорректированному плану, недопроизводство бензина "Роснефтью" в 2015 году составит 6,3 млн т, что является самым большим показателем среди игроков рынка. Это составляет шестую часть годового потребления. В условиях корректировки прогнозов ФАС также отмечает вероятность невыполнения госкомпанией обязательств по запуску установки каталитического риформинга на Новокуйбышевском НПЗ в этом году. Пока строительно-монтажные работы выполнены здесь только на 56%. Впрочем, в "Роснефти" не разделяют опасений ФАС.

— В компании строго выполняют обязательства, взятые в рамках согласованного в 2012 году четырехстороннего соглашения, в том числе намерены это сделать и в части производства бензинов в 2015 году, — говорит представитель компании. — Модернизация проходит в соответствие с планом.

При этом в госкомпании предпочли не комментировать перспективные расчеты антимонопольщиков. Также поступили в "Газпром нефти", недопроизводство бензина в которой в 2015 году ФАС оценивает в 810 тыс. т.

Ряд компаний, возможно, не успевает за техрегламентом, но вряд ли речь идет о столь масштабном недоборе, как миллионы тонн, говорит представитель "Лукойла". По прогнозам компании, возможный дефицит из-за перехода на более экологичные марки бензина может составить 600–700 тыс. т в текущем году. Перспективы 2015 года в "Лукойле" пока не просчитывали. Сама компания уже не выпускает "Евро-3" и "Евро-4".    

— Пока компании не успели провести модернизацию, у нас есть соседи, у которых спокойно можно закупать, в частности в Белоруссии, где очень хорошие новые модернизированные заводы и она очень много моторного топлива отправляет на экспорт, — говорит представитель "Лукойла".

С такой позицией согласны и в ФАС. В случае необходимости антимонопольщики предлагают правительству проработать вопрос закупок бензина у иностранных производителей в Белоруссии, Казахстане и Европе. Кроме того, для недопущения острого дефицита ФАС предлагает предлагает разрешить Министерству энергетики в оперативном режиме подпитывать рынок за счет топлива из госрезерва.

Cрывов планов правительства по модернизации НПЗ исключать не стоит, говорит аналитик ИФД "Капитал" Виталий Крюков. Но пока это лишь прогнозы, более ясная картина появится ближе к 2015 году. Государство вряд ли пойдет на перенос сроков запрета "Евро-3 — это поставит в невыгодное положение компании, которые больше конкурентов вкладывали средства в модернизацию, полагает он.

Дефицит, прогнозируемый ФАС по "Евро-4" и "Евро-5", без особых проблем сможет закрыть Белоруссия, говорит Виталий Крюков. Но для этого соседнему государству нужно будет переориентировать экспортные потоки бензина, поставляя его в Россию вместо продажи в Европу, отмечает начальник отдела инвестанализа ИГ "Универ Капитал" Дмитрий Александров. Финансово это может быть даже более выгодно для соседней Республике из-за меньшего "транспортного плеча". Но Белоруссия, очевидно, попытается получить дополнительные преференции — например, права экспорта в Европу 3 млн т нефти в обмен на поставку в Россию 3 млн т бензина, полагает Дмитрий Александров.

На рынке дизельного6ого топлива пока наблюдается более радужная картина. Избыток производства по сравнению с потреблением в этом году прогнозируется ФАС на уровне 15 млн т. В 2014 году профицит достигнет по разным оценкам 20,8–37,2 млн т. Но в 2015 году переизбыток дизеля может снизиться до 3,1–4,7 млн т. Впрочем, после завершения модернизации НПЗ избыточное производство дизельного топлива, активно экспортирующегося из России, восстановится. Но это произойдет уже за горизонтом расчетов ФАС после 2015 года, полагает Дмитрий Александров.


Читайте полную версию на сайте