Заполярье осталось без постоянного воздушного прикрытия
Минобороны отказалось от идеи постоянного базирования авиагруппы
дальних истребителей-перехватчиков МиГ-31 на Новой Земле.
Высокопоставленный источник в главкомате Военно-воздушных сил сообщил "Известиям ", что предложение Сергею Шойгу было подготовлено еще в конце
прошлого года и сейчас одобрено министром.
— Предложение сделано после всестороннего анализа нашими специалистами, — подчеркнул собеседник.
По
его словам, перебросить авиагруппу на новоземельский аэродром Рогачево
решило прежнее руководство Минобороны осенью прошлого года в рамках
разработки общей концепции обороны Арктики.
Объяснялось это
задачами обеспечить выход атомных подводных лодок с межконтинентальными
ядерными ракетами с баз в Мурманской области в открытый океан.
Противолодочные силы Северного флота в случае гипотетического конфликта
также нуждаются в прикрытии с воздуха от ударных кораблей НАТО.
Концепция предусматривает не только экстренную переброску на аэродромы
Североморск под Мурманском и Рогачево групп истребителей-перехватчиков
Су-27, но и постоянное базирование на Новой Земле МиГ-31.
Для этого целые авиачасти на базах Хотилово Тверской области и Бесовец в Карелии должны находиться в постоянной боевой готовности, чтобы в течение суток отправиться в Заполярье.
В главкомате ВВС признают важность региона в глобальной
безопасности государства, однако считают, что решение об освоении Новой
Земли является сугубо политическим и с главкоматом согласований не
проводилось.
— Иначе мы бы предупредили, что технически это нереализуемо по нескольким причинам, — сказал источник и перечислил их.
Во-первых, в составе ВВС формально числится около сотни
МиГ-31. Они имеют большую практическую дальность (до 2,3 тыс. км) и
мощные радары с фазированной антенной решеткой. Теоретически пара таких
истребителей способна просканировать всю акваторию, скажем, Карского
моря, практически как самолеты дальнего радиолокационного обнаружения
(ДРЛО).
Однако на деле технически исправных МиГ-31
гораздо меньше, а у летающих машин ресурс выбит на 70–80%. Их
необходимо отправлять на капитальный ремонт и модернизацию, а не в
высокие широты, говорят в ВВС.
Во-вторых, аэродром
Рогачево не способен обеспечит взлеты и посадки Миг-31 с полной боевой
нагрузкой, а это 46–47 т. Полоса подходит только облегченным
истребителям с неполной топливной заправкой и штатным вооружением, но
они бесполезны на обширных северных пространствах.
В-третьих,
постоянное базирование на Новой Земле вызывает большие сомнения в
радиолокационном обеспечении полетов. Стационарных РЛС в обозримой
близости от островов нет, так что потребуется постоянно держать в
воздухе 2–4 "МиГа", чтобы своими радарами они "подсвечивали"
сослуживцам. А значит, изношенные истребители окончательно пойдут в
утиль за месяц жесточайшей эксплуатации.
В-четвертых, социальная напряженность. В главкомате отдают
отчет, что редкие офицеры с семьями согласятся переехать на постоянное
местожительство в поселок на широте 71 градус 36 минут. Имеющиеся жилые
дома — в полуразрушенном состоянии, нормальных школ и детсадов нет.
Многие предпочтут уволиться в порядке организационно-штатных
мероприятий, но не уезжать на край земли, говорят в ВВС.
Но у Рогачево есть и плюс, который может перекрыть все
минусы и показать, что политика прежнего руководства Минобороны была не
столь безответственной, как принято считать в армии. Это соображения
оперативного и стратегического плана.
Аэродромы в
Мурманской области находятся в 100–150 км от гипотетического противника,
то есть в нескольких минутах подлетного времени ракет и штурмовиков. А
удаление Новой Земли от источников потенциальных угроз составляет уже
800–1000 км. Это значительно снижает риск внезапного разгрома на земле.
Однако экс-главком ВВС Владимир Михайлов считает, что создавать авиационную базу в Арктике сейчас преждевременно.
—
В существующей обстановке база там не нужна. Сначала надо разобраться
со всеми вопросами на материке, потом, когда станем "крутыми", пойдем на
Новую Землю. В идеале, конечно, базы нужны везде, — сказал Михайлов
"Известиям".
Он подчеркнул, что в случае
обострения обстановки в Арктике ВВС России смогут за считанные часы
сформировать там авиационную группировку.
—
Авиация — очень мобильный вид войск, может оперативно прибыть в любой
регион, так что здесь волноваться не стоит, — добавил бывший главком.
В
Рогачево с советских времен осталась небольшая воинская часть,
поддерживающая аэродром в рабочем состоянии. Туда регулярно летают
легкие военно-транспортные самолеты Ан-26 и Ан-72, но иногда
наведываются тяжелые Ил-76 и даже широкофюзеляжные Ан-22 "Антей".