Из-за налоговых льгот бюджет теряет 0,5 трлн рублей в год

По данным Счетной палаты, в 2010 году региональные и муниципальные бюджеты из-за налоговых льгот не досчитались более 530 млрд рублей — а это 8,1% от всех местных доходов. Наиболее разорительны для регионов льготы по налогу на прибыль организаций — более 200 млрд рублей выпало из доходов в результате непосредственного предоставления таких льгот, еще 110 млрд рублей составили суммы вычетов по налогу на прибыль, в которых частично списываются убытки хозяйствующих субъектов. Такие данные приводятся в отчетном бюллетене Счетной палаты (СП). Кроме того, существенно бьет по местным карманам сокращение налога на имущество организаций — 183 млрд рублей, что составляет 42,1% к сумме начисленного налога, налога на имущество физических лиц — 12 млрд рублей (69,5%) и земельного налога — 4,8 млрд рублей (3,7%). Об этом пишут "Известия ".

На такие потери региональные власти, по всей видимости, идут намеренно: более 40% не доходящих до местных бюджетов налогов введены муниципальными и региональными законами. В большинстве субъектов решено было поддержать предпринимательство, для чего ставка налога на доход для отдельных категорий плательщиков была снижена с 18 до 13,5%.

— Это создает более комфортные условия для бизнеса и позволяет экономически развивать регион, а в будущем сулит увеличение налоговых доходов, — говорит партнер компании "Налоговик" Дмитрий Липатов.

Однако эти же льготы служат источником несбалансированности местных бюджетов, добавляет он: федеральная казна компенсирует выпадающие по федеральным льготам доходы, а местные бюджеты такой возможности не имеют.

Бюджетные послания президента правительству так и не были выполнены, говорится в отчете СП: он, в частности, распорядился проработать механизмы администрирования уже существующих налогов, дать муниципалитетам и региональным властям больше автономности в деле принятия законов о налоговых льготах, а кроме того, инвентаризовать льготы разных уровней и ликвидировать дублирующие.

Из-за того что в деле администрирования налогов царят разброд и шатание, в половине российских регионов в 2011 году объемы выпадающих доходов не только не сокращались, но зачастую, напротив, увеличивались. В результате к 2012 году совокупная задолженность по федеральным налогам и сборам вместе с пенями составила более 835 млрд рублей, по местным — 143 млрд рублей. Аудиторы СП, проводившие инспекцию, считают, что в первую очередь виновато нарочное затягивание времени уплаты, чтобы налоговики уже не имели возможность предъявить претензии, а также "миграция" юридических лиц.

 — "Миграция" налогоплательщиков — неоднократные переходы из одной налоговой инспекции в другую, затем третью, четвертую... Достигается это сменой адресов, порой в разных концах страны, расчет неплательщиков строится на том, что взыскать налоговые долги после переезда затруднительно или вообще невозможно, — пояснил "Известиям" Дмитрий Липатов.

Кроме того, эта традиционно существенная глава пополнения федерального бюджета терпит убытки из-за несовершенства системы взимания налога на твердые полезные ископаемые.

— Налогоплательщик вправе самостоятельно оценивать стоимость полезных ископаемых. При расчетном способе оценки, который он вправе выбрать по собственному усмотрению, налоговая база, безусловно, оказывается меньше, чем была бы при расчете исходя из цены реализации, — поясняет руководитель проектно-судебного управления "Параллель. Юридические консультанты" Надежда Ерилова.

И наконец, аудиторы Александр Филипенко и Игорь Васильев обратили внимание на наболевшую проблему фирм-однодневок: каждая 11-я компания в Москве сдает "нулевую" отчетность. В 2010 году по результатам выездных проверок однодневок налоговики насчитали им более 30 млрд рублей, но толку от этого, как оказалось, мало: "анализ результативности проверок показал низкую вероятность взыскания доначисленных платежей", говорится в отчете Счетной палаты.

Вместе с тем, по данным ФНС, предоставленным "Известиям", в последние годы наблюдается устойчивый тренд снижения задолженности по налогам. На начало 2012 года она была на 679,5 млрд рублей меньше, чем в 2005 году (с 1514,5 млрд рублей задолженность сократилась до 835,2 млрд рублей, или на 44,8%). Примерно треть от этой задолженности, отметили в налоговой, приходится на фирмы-однодневки. Тем не менее в ФНС утверждают, что эффективность применения мер принудительного взыскания увеличилась с 28% у 2005 году до 57,4% в 2012-м.

— Кроме того, соотношение задолженности к поступлениям от налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации снизилось с 43,2% по состоянию на начало 2006 года до 11,6% на начало 2012 года, что соответствует аналогичным показателям стран с развитой экономикой, — заявили "Известиям" в ФНС.


Читайте полную версию на сайте