Гаишники соберут для приставов данные о работе нарушителей
О нововведениях,
которые, по задумке авторов, должны упростить работу судебных приставов,
было объявлено на состоявшемся недавно совместном совещании руководства
ГИБДД и ФССП.
Одной из тем была схема направления из
подразделений ГАИ приставам документов на взыскание в принудительном
порядке неоплаченных штрафов. Сейчас материалы уходят просто пачкой
бумаг, причем никто фактически не проверяет, уплачены штрафы или нет.
Кроме того, часто в документах не указаны даже полные данные
водителя-нарушителя. В графе "место жительства" указывается просто
регион — например "Московская область". Саму схему документооборота и
его прозрачность упорядочат переводом на электронную систему общения,
которая заработает в тестовом режиме с 1 июля уже по всей России. А с
данными о месте жительства должника, а также работы ведомства решили
разобраться кардинально.
"Обеспечить выяснение у лиц,
привлекаемых к административной ответственности, места их работы и
контактного телефона с указанием данных сведений в постановлениях по
делам об административных правонарушениях, внесением в информационные
массивы и передачей на федеральный уровень", — говорится в принятом по
итогам совещания решении.
Помимо этих мер ФССП и ГИБДД также
ратуют за введение послаблений для добропорядочных плательщиков штрафов.
Судебные приставы предлагают разрешить платить только половину
наложенной суммы, в случае если оплата производится в течение первой
половины срока, отведенного на уплату. Сейчас по закону у человека есть
10 дней на обжалование решения инспектора и еще 30 дней непосредственно
на уплату штрафа. Руководство ФССП предлагает увеличить этот срок до
двух месяцев.
Первый зампред комитета Госдумы по
конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков
напомнил, что подобный законопроект уже год находится в Госдуме.
—
Он уже прошел согласование в профильном комитете, раньше его не успели
рассмотреть из-за плотного рабочего графика. Думаю, первые чтения по
нему пройдут уже в следующем месяце, — заявил депутат "Известиям".
При
этом он отметил, что в законопроекте предусмотрен другой срок для
"скидки" — 10 суток, положенные для обжалования. Вячеслав Лысаков
считает, что подобная мера послужит хорошей мотивацией для водителей, а
также снизит нагрузку как на ГИБДД, так и на приставов. По его словам, в
России сейчас оплачивается примерно половина штрафов. Но многие не
платят не из-за злонамеренности, а потому, что попросту забывают о
штрафе или не хотят терять время в поисках реквизитов и стоянии в
очередях.
— Надо ставить вопрос о доступности сервисов для
оплаты. Кроме того, необходимо наказывать за повторную неуплату. А за
первую отменить возможность ареста, оставив только увеличение штрафа в
два раза. Соответствующий законопроект я уже готовлю, — пояснил Вячеслав
Лысаков.
Кстати, о расширении доступности сервисов помнят и
сами гаишники. На совещании они говорили о своем опыте, когда в 2010
году мини-терминалы для моментальной оплаты штрафа пластиковой
банковской картой в качестве эксперимента устанавливались прямо в
патрульных машинах ДПС в Москве и Санкт-Петербурге.
Впрочем, эксперты относятся к новым инициативам осторожно.
—
Место работы не имеет никакого отношения к административному
правонарушению. 50-процентная скидка на уплату штрафа тоже незаконна. В
этом случае исключается принцип равноправия. Если санкция снижается, то
для всех! А так получается, что человека подталкивают к тому, чтобы он
сразу признавал свою вину, — считает президент Движения автомобилистов
России, сам в прошлом депутат Госдумы Виктор Похмелкин.
По
его данным, до 30% всех штрафов накладываются незаконно и могут быть
обжалованы. Злостными неплательщиками, которые не хотят платить ни при
каких условиях, он считает примерно 15% нарушителей.
Президент
коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает
половинную скидку для нарушителей еще одним подтверждением того, что
штрафы в России стали не методом профилактики нарушений, а способом
пополнения бюджета.
— Коммерческие "уши" проекта видны даже
невооруженным глазом. Нам прямо говорят — нужны деньги и побыстрее! —
пояснил "Известиям" Виктор Травин.
При этом он уверен, что попытка узнавать у водителей место работы и номер телефона обречена на провал.
—
Составление протокола, согласно ст. 28.2 КоАПа, не предусматривает
фиксации места работы и телефона. Там туманно сказано про "иные
сведения, необходимые для разрешения дела", но нет никакой
ответственности за их непредоставление, — отмечает эксперт.
Он
особо указывает, что подобная мера была в КоАП РСФСР, но потом была
отменена как изжившая себя. Ведь никто не мешает человеку поставить в
графе "место работы" ООО "Рога и копыта" или запись "временно
неработающий", а также неверный номер телефона.
В качестве
альтернативной меры он предлагает ГИБДД и ФССП, если уж проблема стоит
настолько остро, ставить на водительском удостоверении ИНН его
владельца.
Пока же приставы продолжают действовать прежними
методами. По данным "Известий", в некоторых регионах сотрудники ФССП
вместе с гаишниками практикуют следующую схему: автоинспектор
останавливает водителя, приставы проверяют его по базам должников, и,
если он там числится, они изымают в счет уплаты долга автомагнитолу. Как
утверждают приставы, возможность лишиться "музыки" приводила к тому,
что "задолженность погашалась на месте".