Россия раздвоилась: одна хочет свободы, вторая – погрязла в популизме
Авторы материала – старший научный сотрудник лондонского Королевского колледжа Денис Корбой, бывший посол США в Грузии и Казахстане Уильям Кортни и бывший посол США в Белоруссии и Грузии Кеннет Яловиц считают, что первая Россия совершенствуется. В 2001 году она стала шестой в мире экономикой по паритету покупательской способности. Валовый национальный доход на душу населения составлял примерно $20 000, как у членов ЕС Польши и Венгрии. Состоятельные люди часто являются владельцами собственности за рубежом или отправляют детей на обучение за границу.
В некоторых сферах Россия сотрудничает с Западом. Она содействует обеспечению войск НАТО в Афганистане оружием, частично поддерживает санкции против иранской ядерной программы и запускает ракеты на международные космические станции. Кроме того Россия заключила новый договор о стратегических вооружениях с Америкой.
Вторая Россия движется в противоположном направлении. Эта Россия возвращается к государственному контролю в экономике и авторитарному прошлому, забыв о гражданских свободах и верховенстве закона. Конечно, речь не идет о том, что возрождается СССР, однако организации по развитию демократии находятся под давлением, диссиденты брошены в психбольницы, а правосудие подвержено влиянию политики. Россия занимает 142 место из 179 в рейтинге "Индекс свободы прессы" "Репортеров без границ".
Как считают иностранные эксперты, в этой ситуации Западу следует применять разные стратегии при сотрудничестве с этими двумя Россиями, и осознать что "патриотические" силы пока у власти, но они отвернулись от урбанистических и образованных масс.
Модернизированная элита ценит экономический рост и связь с глобальной экономикой. Таким образом, Западу следует напомнить России, что она должна действовать, исходя из правил Всемирной торговой организации, которые поспособствуют росту конкурентоспособности российской экономики. Последнее нововведение США в сфере защиты интеллектуальной собственности позволит России получить прибыль из своего сектора высоких технологий. В Арктическом совете Москва пошла на сотрудничество, чтобы использовать экономические возможности одновременно с защитой окружающей среды.
В то же время конкурентоспособность российской энергетики снижается из-за вмешательства правительства. Россия сможет дать толчок своему экспорту, если позволит западным инвестициям и технологиям разрабатывать удаленные месторождения. В этом случае совместный проект Exxon Mobil с "Роснефтью" по освоению Арктики выйдет на первый план.
Дипломатия со второй Россией должна быть обусловлена западными долгосрочными интересами во внутренней либерализации и справедливом отношении к другим государствам. Западу следует вспомнить доктрины гражданско-правовой дипломатии советских времен, как например, начать публично и на высоком уровне противостоять репрессиям и затрагивать тему несправедливости. Запад слишком спокойно принял систематические нарушения прав человека на Северном Кавказе.
Но извне мало что можно сделать для продвижения реформ в России, единственные доступные инструменты – личное взаимодействие и интернет-коммуникации. Кремль запретил программы Американского агентства по развитию демократии, хотя гражданский форум Россия-ЕС остается полезным. Организации с иностранным финансированием вроде "Голоса", наблюдавшие за проведением выборов, столкнулись притеснением или вовсе были закрыты. Затруднено сотрудничество в вопросе ядерной безопасности, Россия отменила программу Нанна-Лугара.
На международном уровне Россия пытается сохранить образ великой державы, даже учитывая, что ее затмили более динамично развивающиеся регионы мира, в частности, Восточная Азия. Однако упорная поддержка режима Ассада в Сирии сильно подпортила имидж России, а запугивание соседей оставляет РФ без друзей и союзников.
В последнее время Запад уже предпринял некоторые шаги, чтобы перенаправить развитие России. В декабре Госсекретарь Хиллари Клинтон обратила внимание, что Евразийский экономический союз станет "ресоветизацией". Запад также поощрил Грузию на улучшение отношений с Россией, при этом помогая стране не допустить повторения военного вторжения 2008 года. Запад помогает каспийским энергопоставщикам, поддерживая многосторонние экспортные пути Турции, черноморские порты и Китай.
Реакционная Россия может быть врагом лишь самой себе. В прошлом месяце на саммите ЕС Путин раскритиковал "варварские" предложения, которые угрожают поставить российские энергетические активы в те же рамки что и энергопоставщиков ЕС. Закон о запрете гражданам США усыновлять российских сирот, многие из которых инвалиды, тоже стал пугающим сигналом. Это был ответный удар на "акт Магнитского", ограничивающий ряд российских чиновников, замеченных в нарушении прав человека. На этом фронте сокращение числа саммитов с участием Путина и принятие мер симметричных "законопроекту Магнитский" со стороны ЕС заслуживают рассмотрения.
Двойная прагматичная, но принципиальная дипломатия может привести взаимовыгодное сотрудничество с Россией и поддержит дух тех, кто стремится к демократии и уважает права человека, полагают авторы публикации.