Российские чиновники хотят летать на Sukhoi Business Jet
В компании заявили, что в настоящее время по поводу покупки SBJ ведутся "переговоры с коммерческими структурами и государственными органами России".
— С их стороны мы видим определенный интерес к проекту SBJ, — отметили в ГСС. Назвать потенциальных клиентов в ГСС отказались, отметив, что первый самолет Sukhoi Business Jet (SBJ) сейчас находится в производстве в Комсомольске-на-Амуре.
75% минус одна акция ГСС принадлежит ОАО "Компания Сухой" (входит в "Объединенную авиастроительную корпорацию", ОАК), 25% плюс одная акция — итальянской Alenia Aermacchi (входит в итальянский конгломерат Finmeccanica).
Sukhoi Business Jet — это второй отечественный самолет после Ан-168, который позиционируется именно как бизнес-джет. Основные отличия SBJ от тех "суперджетов", которые поставлены, например, "Аэрофлоту", — интерьер с душем, баром, гостиной, спальней и конференц-залом, а также увеличенная дальность полетов (7960 км против 4420 км). В 2011 году швейцарская авиационная группа Comlux стала первым заказчиком SBJ. Озвученная тогда цена контракта на 2 самолета плюс опцион на еще пару — $200 млн (итого каждый по $50 млн). Самолет, как ожидается, сертифицируют в 2014 году, тогда же ОАК планирует поставить Comlux два первых SBJ.
Опрошенные эксперты отметили, что российские миллиардеры вряд ли сейчас горячо заинтересованы в SBJ. Они обычно летают на самолетах подороже: Алишер Усманов — на Airbus A340-300, который оценивают примерно в $300-350 млн, Олег Дерипаска — на Boeing Business Jet ценой около $100 млн.
Среди всех "государственных органов" самым большим авиапарком располагает управделами президента. Представитель управления Виктор Хреков в разговоре с "Известиями", однако, не подтвердил факт переговоров.
— Мы, естественно, наблюдаем за этим проектом, поскольку нас интересует вся продукция российского авиапрома, но конкретных переговоров по этому проекту мы не ведем, — сказал Хреков. — По новым моделям у нас есть правило: мы сначала наблюдаем за эксплуатацией, затем решаем, интересует ли нас эта модель или нет.
По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, покупателями SBJ, исходя из заявления "Сухого", могут стать крупные региональные авиакомпании, которые занимаются бизнес-чартерами.
— Главам регионов такие лайнеры не покупают напрямую. Самолет может быть взят в лизинг или куплен для крупной региональной авиакомпании и использоваться как для первого лица региона, так и для коммерческих чартеров, — отмечает Гусаров. По его мнению, это может быть, например, авиакомпания "Татарстан" — это компания довольно состоятельного региона, которая занимается бизнес-чартерами.
Ни одна из опрошенных "Известиями" крупных региональных авиакомпаний не признала факт переговоров с ГСС. В частности, в авиакомпании "Татарстан" отметили, что сейчас не ведут переговоры с "Сухим" и до 2015 года поставка SBJ в авиакомпанию не планируется, однако в перспективе до 2020 года такая сделка возможна.
В компании "Уральские авиалинии" пояснили, что выполняют чартерные рейсы на лайнерах большей вместимости компании Airbus. Компания "ЮтЭйр" ожидает поставки SSJ в обычной конфигурации. Также факт переговоров опровергли в "Газпромавиа".
По словам эксперта УК "Финам" Алексея Захарова, покупателем также может стать крупная госкомпания, например РЖД или "Газпром" (в "Газпроме" заявили, что не ведут переговоров с ГСС, в РЖД не смогли оперативно прокомментировать). При этом он отмечает, что о поставках SBJ говорить рано — даже первый самолет RRJ-95LR, на базе которого будет производиться бизнес-джет, еще находится в цехе окончательной сборки, и ему еще предстоят сертификационные испытания.
Источник на рынке отметил, что хотя в ноябре в ГСС появилась должность "вице-президента по Sukhoi Business Jet", первой ласточкой в сфере бизнес-авиации для "Сухого" вполне может стать вовсе не SBJ, а другой самолет.
— Есть самолет, который должен был пойти в "Армавиа" (пилотный покупатель SSJ-100, от покупки отказался. — Прим.) — оно стоит до сих пор в Комсомольске-на-Амуре, и в ГСС его планируют переделать под бизнес-джет, — отмечает собеседник "Известий". — При этом его может выкупить авиакомпания "Татарстан", также не состоявшийся борт "Армавиа" может стать служебным самолетом ОАК, предназначенным для руководства корпорации. Ранее вице-президент ГСС Игорь Сырцов заявлял, что лайнер, от которого отказалась "Армавиа", будет продан до конца 2012 года.
Между тем, по информации "Известий", обычный пассажирский Suhoi Superjet 100 для первого западного заказчика — мексиканской авиакомпании Interjet — с осени отделывают изнутри.