На туристических базах края все еще отсутствует "индустрия гостеприимства".
По словам директора турфирмы "Хорст-тур" Елены Шушаковой, не только перед Алтайской региональной ассоциацией туризма (АРАТ), но и перед краевыми властями сейчас стоит задача развивать внутренний туризм, то есть использовать огромный рекреационный потенциал края, чтобы стать конкурентоспособными с соседними регионами (например, с Иркутской областью, знаменитой озером Байкал). На первый план встает не просто развитие инфраструктуры туризма (за прошлый год ее рост составил 154 %), но формирование имиджа Алтая как, в первую очередь, гостеприимного края.
Уже действует обширный рынок услуг: клиенты могут найти как относительно дешевые базы (стоимость номера за сутки 190-220 руб.), так и комфортное, дорогое размещение (400-900 руб./сутки). Тенденция такова, что рынок дешевых баз насытился, и сейчас вводятся новые, элитные турбазы. Кроме того, есть потребность в проведении на турбазах различных конференций, но кроме санаториев Белокурихи, пока желающим предложить нечего. Новые турбазы, где предусмотрены конференц-залы, пока находятся в стадии строительства.
Другая актуальная проблема - транспортная. Не секрет, что в крае большинство турбаз, расположенных вблизи от уникальных природных, исторических объектов, удалены от дорожных развязок. Так что порой доля транспортных расходов в путевке превышает стоимость проживания и экскурсий. Стремительному развитию туризма мешает и отсутствие системы кредитования этого бизнеса.
Однако, главная проблема заключается в том, что предлагаемый сервис совершенно не соответствует заявленным ценам. Елена Шушакова с сожалением отметила отсутствие на любого уровня турбазах квалифицированного персонала, готового удовлетворить все запросы клиентов. Она назвала это "индустрией гостеприимства". И ситуация вряд ли исправится в ближайшее время, поскольку ни персонал, ни гидов-проводников для активного отдыха ни в одном вузе края не готовят. А ведь эти специалисты должны соответствовать разнообразным требованиям: быть хорошими психологами, коммуникабельными людьми, уметь ориентироваться на местности, знать достопримечательности региона, обладать медицинскими знаниями.