Рогозин поручил оборудовать аэродромы ловушками для самолетов
Как
рассказал "Известиям " источник в правительстве, вице-премьер Дмитрий
Рогозин, курирующий оборонно-промышленный комплекс, поручил Минтрансу,
Минпромторгу, МЧС и Минрегиону предоставить согласованные предложения по
обеспечению безопасности гражданских воздушных судов при выполнении
посадки или взлета с выкатыванием за пределы взлетно-посадочной полосы.
Предложения должны быть представлены с учетом международного опыта.
Как
пояснил "Известиям" генеральный директор ассоциации аэропортов России и
стран СНГ Виктор Горбачев, идея создания таких ловушек обсуждалась еще
во времена СССР. При этом рассматривались два способа остановить
самолет, выкатившийся с полосы: поймать его специальной эластичной сетью
либо заставить увязнуть в специальной пенообразной субстанции, которая
бы плавно затормозила машину. Но от этих идей отказались из-за
дороговизны.
— Такие ловушки существуют сейчас только в США,
но из 17 тыс. аэродромов они установлены всего на 10–15. Лично я видел
такую в Детройте — это плиты из материала вроде губки или пенопласта,
которые заставляют самолет остановиться. Но несколько десятков метров
такой конструкции стоят $1 млн. Поэтому все российские аэродромы
оснастить ими будет очень дорого, — пояснил Горбачев.
В то же
время он отметил, что правительство России могло бы поручить российским
научным институтам разработать подобные отечественные материалы,
которые могли бы быть в несколько раз дешевле американских. Но для этого
должно быть решение сверху.
В Минтрансе "Известиям"
пояснили, что никаких поручений от Рогозина пока не получали. При этом
высокопоставленный чиновник Минтранса, отвечающий за организацию
воздушного движения в России, в неофициальной беседе назвал идею ловушек
в аэропортах ерундой.
— У нас вполне достаточные меры
безопасности, никакие ловушки там не нужны. Нужно, чтобы экипажи
соблюдали требования безопасности, — безапелляционно заявил чиновник.
Бывший
замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов пояснил "Известиям",
что сетки-ловушки бесполезны для тяжелых гражданских лайнеров.
—
Одно дело, когда выкатывается маленький военный самолет массой 8 т. Я
помню, когда я еще был летчиком, у нас МиГ-17 аварийно сел сразу после
взлета и ловушка его спасла. Но современный лайнер имеет массу 200–300
т, его никакая сеть не удержит, — пояснил Смирнов.
Он добавил, что ловушки из вязкого удерживающего материала неприменимы для российских условий из-за диапазона температур.
— Такой материал будет хорошо работать летом, но на морозе застынет и превратится в бетон, — пояснил Смирнов.
Он
также добавил, что пассажирский лайнер, попав в "трясину" на большой
скорости, может разрушиться — у него сломаются шасси, лопнут баки с
керосином, из-за чего может начаться пожар.
При этом он
напомнил, что все российские аэропорты по нормам международной
организации гражданской авиации ИКАО (от англ. ICAO — International
Civil Aviation Organization) оборудованы так называемыми концевыми
полосами — участком утрамбованного грунта, расположенным сразу после
полосы. Именно с этого участка попытался взлететь Як-42, на котором 7
сентября 2011 года разбилась хоккейная команда "Локомотив" в Ярославле.
—
По расчетам, самолет на грунте должен затормозить. И обычно этой длины
для этого хватает — чаще всего при выкатывании так и происходит. А если
вместо этого сделать ловушку, самолет на большой скорости просто
развалится, — пояснил Смирнов.
В московском аэропорту Внуково
29 декабря пустой Ту-204 на скорости около 200 км/ч сошел с полосы,
врезался в эстакаду Киевского шоссе и разрушился. На борту погибли
четыре человека, в том числе оба пилота, троим удалось выжить. При этом
концевую полосу самолет благополучно преодолел, пробив ограждение.