Подорвет ли отказ от портянок боевой дух нашей армии?
Два куска плотной белой материи, в которые наша армия около 300 лет заворачивала свои ноги, через 11 месяцев уйдут в почетную отставку. И превратятся в музейные экспонаты. Министр обороны Сергей Шойгу приказал до конца 2013 года избавить российские войска от портянок.
А пока еще мы видим невероятно экзотичное соседство убогих онуч и самых мощных в мире межконтинентальных ядерных ракет. Парадоксально: неуемный военно-технический прогресс из века в век менял стратегию и тактику вооруженной борьбы, порождал уникальные пушки и танки, корабли и боевые космические системы, но при этом ничего не мог поделать с банальными и "бессмертными", казалось бы, портянками.
Но вот и у них - следом за отправленными на пенсию кирзовыми, юхтевыми, яловыми, хромовыми сапогами - наступает прощание с армией. Верой и правдой служили они нашим солдатам и офицерам на полях Полтавской и Бородинской битв, на фронтах Великой Отечественной, в горах Афганистана и Северного Кавказа. Портянки тоже воевали. Советский Солдат-Победитель стирал их в берлинской Шпрее. Портянки, сохнувшие на чугунной ограде столицы рейха, видели алое Знамя Победы. Они тоже часто бывали алыми от крови раненых...
Для каждого, кто служил в армии, портянки наверняка стали частью собственной истории. Их проклинали на маршах и любили наматывать на ноги в лютую стужу - в них было материнское тепло. Я и сам в первый же день службы в армии в бога-душу мать костерил два байковых "полотенца", неуклюже намотанных на ноги: после бани старшина роты Пивненко устроил нашему взводу 3-километровый марш-бросок до казармы, в которую я заползал на карачках, морщась от лопнувших водянок так, словно у меня оторвало ступни...
Неловко намотанные и предательски скомканные портянки учили нас уважению к себе и мужеству переносить боль. Они давали нам жестокие уроки за пренебрежительное отношение к поучениям матерых сержантов, которые показывали подчиненным, как надо с прытью цирковых иллюзионистов быстро и аккуратно заворачивать босые ступни.
А когда я стал лейтенантом и отцом, то с удивлением обнаружил, что теплые байковые офицерские портянки - лучшие в мире пеленки для новорожденных карапузов. Почти все офицерские дети спали в колыбельках, закутанные в неношенные казенные отцовские портянки. Я сам забирал сына из роддома в такой невинной пеленке, пахнущей нафталином полкового вещевого склада.
Многие офицерские сыновья, ставшие тоже офицерами, выросли из армейских отцовских портянок. Да, еще в юную курсантскую пору был у меня соблазн, как и у многих таких же ушлых сослуживцев, заместо портянок напяливать носки. Но они быстро "горели": а голые пальцы и пятки, торчащие из дыр, не придавали шарма бравому будущему офицеру, заявившемуся в гости к зазнобушке...
И вот эпоха портянок заканчивается: они становятся похожими на белый флаг капитулянтов. Теперь вместо древних сапог - современные ботинки-берцы, вместо портянок - носки. Армия России, одной из первых приученная к портянкам, одной из последних расстается с ними (лишь в нескольких армиях наших союзников остались эти старинные "раритеты"). Теперь и у нас будет "как у людей" - как в продвинутой Европе.
Вот так теперь и получается, что отказ от портянок неожиданно стал для нашего солдата "символом прогресса". И скоро вся Российская армия потопает в историю в современной обувке. Но многие еще долго будут вспоминать Ее Величество Портянку с ностальгической грустью. Как вспоминают обо всем, что стало частью нашей жизни.
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
На складах Минобороны хранится
около 8 млн. метров материала, из которого можно сделать около 16 млн.
портянок. То есть хватило бы замотать ноги примерно 20 нынешним
российским армиям (в ней сейчас чуть больше 700 тыс. человек).
Этот материал теперь будет продан через аукционы как "лишний", а вырученные деньги пойдут на улучшение ассортимента военной формы.
Кто раньше нас перешел на носки?
Национальная народная армия ГДР - в 1968 г.
Армия Украины - в 2004 г.
Белорусская армия - в 2011 г.
Кстати, сапоги еще "служат" в армиях Финляндии, Швеции, Норвегии, Канады. Но они, как правило, прорезиненные, с войлочными зимними вставками. Портянки при этом не носятся. Их заменяют теплые вязаные носки, которые выдерживают температуру до -30 градусов.
МНЕНИЯ
Сергей Кашпуров, подполковник запаса:
- Лично я после 2 лет Афгана, потом Камчатки портянки не променяю на носки. И сапоги в утиль не сдам ! Но сапоги и носки - тем, кто хочет грибок заиметь...
Александр Пятницкий, капитан:
- Следует просто сделать сравнительный анализ сапог и берцев. Берцы лучше поддерживают голеностопный сустав. Просто лучше смотрятся. Сапоги практичнее, быстрее надеваются. В сочетании с берцами лучше носки, а с сапогами (не хромовыми), портянки, безусловно.
Валентин Пилотов, подполковник запаса:
- В училище какое-то время ходил в носках взамен портянок. Одно условие - носков 2 пары. К телу - обычные, со сменой ежедневно. Внешние мама вязала из трех толстых прочных нитей - под заказ. Эти - раз в месяц стирка. Заранее говорю: нефиг ёрничать, опробовано на себе, с гигиеной и удобством всё в порядке.
Справка "КП"
Принято считать, что портянки - сугубо русское изобретение, но использовались они в свое время во многих армиях мира. Хотя, к примеру, во Франции они назывались chaussette russe - "русский чулок".
На самом деле первые портянки появились еще в Древнем Риме. Причем носили их не только военные, но и обычные простолюдины.
В России этот аксессурар пополнил армейский гардероб при Петре I. По легенде, идею наматывания на ноги тряпок он привез из Голландии, где в конце XVII века изучал корабельное дело. Портянки подавались как новаторская мысль в обмундировании. Однако век спустя Россия, опять же по европейскому примеру, попыталась перейти на чулки. Но в наших суровых условиях портянки оказались намного практичнее... и дешевле, конечно. Что и позволило им дожить до XXI века.
В последние годы, впрочем, они оставались, пожалуй, лишь в армиях стран бывшего СССР. Хотя и на постсоветском пространстве практически везде избавились от этого анахронизма. А в 169-м учебном центре Сухопутных войск Вооруженных сил Украины даже есть мемориальная доска, посвященная отказу армии незалежной от портянок.