Рост цен на крепкий алкоголь не заставит россиян снизить градус
По словам директора аналитического центра ЦИФРРА Вадима Дробиза, популярность пива, упавшая в 2008–2009 годах, начала расти с 2011-го, хотя годом ранее акцизы на этот вид алкоголя были увеличены втрое. Объяснение этому факту специалист видит в демографии: отказ от некрепкого напитка был связан с тем, что на рынок вышло поколение 1990-го года, когда наблюдался спад рождаемости.
"На пиве государство опробовало фискальную программу, а с 2012 года запустило ее и для крепкого алкоголя", — пояснил Дробиз.
По данным эксперта, в 2011 году в виде акцизов в казну поступило 200 миллиардов рублей, в 2012-м — 250 миллиардов, а в будущие два года доходы госбюджета за счет налогов на алкоголь вырастут еще на 30–35 миллиардов.
Как установили специалисты, россияне придерживаются структуры потребления алкоголя "северного типа", и повышение акцизов не заставит их отказаться от крепких напитков, а лишь приведет к росту их нелегального производства.
По информации издания, средняя цена пива в России находится на европейском уровне, а доля акциза в цене — ниже среднего (13,8 процентов против 19,1 процентов). Доля акциза в цене крепкого алкоголя также ниже европейских показателей — 28,8 процентов против 37,5 процентов, но и цена значительно меньше, чем в Евросоюзе.
"Складывается ощущение, что акцизная политика не определилась, какой тип потребления алкоголя должен быть сформирован в долгосрочной перспективе", — заключает завлабораторией бюджетной политики Института Гайдара Илья Соколов.