Инвалидам могут разрешить не платить налоги за машины до 150 л.с.
Сегодня, 15 января, на весенней сессии Госдумы в первом чтении будет рассматриваться законопроект № 563450-5 "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Поправки в Налоговый кодекс РФ предлагают "вывести" из налогообложения ряд транспортных средств. Сам законопроект был внесен в Госдуму еще в июне 2011 года, но вызвал активные споры и дискуссии, пишет auto.amic.ru.
Но после одобрения профильного комитета проект так и не был рассмотрен на заседании Госдумы. В результате уже в мае 2012 года законопроект предлагалось вообще отклонить. Но в итоге рассмотрение проекта закона было перенесено сначала на 17 декабря 2012 года, а потом - на 14 января 2013 года.
Законопроект предлагает исключить из объектов налогообложения "автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, зарегистрированные на инвалидов, в том числе детей-инвалидов, имеющих соответствующие медицинские показания…".
Как отмечается в пояснительной записке, в действующей редакции статьи 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения по транспортному налогу не являются автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
С 1 января 2005 года в связи с вступлением в силу Федерального закона № 122-ФЗ, предусмотревшего замену натуральных льгот значительной категории граждан денежными компенсациями, положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов", касающиеся обеспечения инвалидов легковыми автомобилями бесплатно или на льготных условиях, утратили силу. В связи с этим вышеуказанная норма Налогового кодекса о неотнесении к объекту налогообложения автомобилей, выданных через органы социальной защиты населения, требует актуализации, - посчитали разработчики.
В настоящее время для большого числа лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, автомобиль имеет исключительную важность не только как техническое средство реабилитации, но и как способ обеспечения доступности социальной среды. При этом зачастую для самостоятельного использования инвалидами автомобиля с механической коробкой передач требуется его переоборудование для ручного управления, что не всегда является удобным для таких граждан.
Вместе с тем, значительное число инвалидов, включая, например, людей с ампутированной одной ногой, способны самостоятельно управлять автомобилем с автоматической коробкой перемены передач. Необходимость переоборудования автомобиля в этом случае отсутствует, а удобство управления существенно повышает доступность социальной среды для большего числа граждан с ограниченными возможностями здоровья. Однако большинство автомобилей с автоматической коробкой перемены передач имеют мощность двигателя более 100 л.с.
Как считают авторы законопроекта, с учетом изложенного и в целях усиления мер социальной поддержки инвалидов, проектом федерального закона предлагается исключить из объекта налогообложения по транспортному налогу автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, зарегистрированные на инвалидов, в том числе детей-инвалидов, имеющих соответствующие медицинские показания. Указанная льгота будет распространяться на один легковой автомобиль, зарегистрированный на инвалида.
Отметим, в официальном заключении к проекту федерального закона № 563450-5 "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" высказывается ряд замечания. В частности, согласно статье 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам. По ст. 12 НК РФ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России законами о налогах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
По мнению представителей комитета Госдумы по бюджету и налогам, реализация предложенного в законопроекте изменения приведет к снижению налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (статья 56 Бюджетного кодекса РФ). Доходы и расходы федерального бюджета уже сформированы и закреплены в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" исходя из существующего механизма взимания указанных налогов и порядка предоставления льгот по ним. Кроме того, в ст. 31 Бюджетного кодекса РФ "принцип самостоятельности бюджетов" предусматривает при изменении законодательства о налогах, приводящих к снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, компенсацию снижения доходов.