Патриарх Кирилл: Церковные либералы и консерваторы ищут не правду Божию, а способ как больнее уколоть друг друга
Мы в общем-то уже привыкли к тому, что живем в информационную эпоху, но часто ли мы задумываемся о том, какие ценности и законы навязывает нам эта эпоха и какие изменения принесла она в интеллектуальную, эмоциональную и духовную жизнь человека?
С появлением масс-культуры черты массовости приобрели многие стороны культурной жизни. Массовым стало и публичное слово, ценность и влиятельность которого сегодня не всегда зависит от интеллектуальных дарований говорящего. Теперь трибуна зачастую принадлежит не тем, кто умнее, опытнее или компетентнее, а тому, кто хочет самоутвердиться и доказать другим свое превосходство. Современные СМИ, особенно Интернет, с одной стороны, каждому подарили право свободно высказываться, но, с другой стороны, они же стали и своеобразной ярмаркой тщеславия, шумным базаром, на котором побеждает тот, кто кричит громче.
В условиях острой конкуренции идей, точек зрения в ход идут самые жесткие способы борьбы за внимание аудитории. Но, к сожалению, на рациональное убеждение зачастую не остается времени ни у отправителей, ни у получателей информации. Гораздо проще завоевать внимание аудитории через эмоции. Именно поэтому современные массмедиа чаще апеллируют к инстинктам и низменным чувствам, чем к рассудку и совести. Ради повышения рейтингов читаемости некоторые медиаресурсы не только могут воспользоваться некачественной, недостоверной и непроверенной информацией, но и нередко не стесняются прибегать к откровенной, прямой лжи, чтобы "жареными" новостями привлечь внимание людей.
Нередко и нам навязываются подобные законы. Священники, посещающие теле- и радиопрограммы, рассматриваются как участники склок на потеху публике. К сожалению, некоторые из нас вольно или невольно становятся жертвами подобного формата общения. Это позорит достоинство священнослужителя, призвание которого быть не самым крикливым участником спора, но свидетелем Истины. Победить человека в споре – "пиррова победа" для пастыря, если это вызывает ожесточение и ненависть оппонента. Если клирик не способен сохранять пастырское достоинство в дискуссии, лучше вообще в нее не ввязываться.
Естественное для Церкви разномыслие, о котором говорил апостол Павел (см. 1 Кор. 11, 19), отражаясь в информационной среде, подчас принимает абсурдные формы. Многообразие мнений вполне проявилось в оценках многих событий минувшего года. В виртуальном пространстве формируются группы церковных либералов и консерваторов, которые ищут не Истину, не правду Божию, а способ как больнее уколоть, острее уязвить друг друга. Это весьма печальная тенденция. Внутрицерковные разделения, распри и вражда – свидетельство младенчества в вере, ребячества, которое подчас принимает хулиганские формы. Но если для медийного формата общения подобные явления вполне естественны, поскольку соответствуют современным представлениям о свободомыслии, то для нашей многовековой церковной традиции все это глубоко чуждо, как чуждо и противно это самому духу Евангельского учения.
Считаю важным еще раз сказать о том, что каждый священнослужитель должен осознавать огромную ответственность, которую накладывает на него присутствие в публичном пространстве. В своем стремлении привлечь общественное внимание к той или иной проблеме, необходимо помнить о недопустимости придания своим заявлениям или инициативам провокационных форм.