Страховщиков лишат лицензий за дутые цифры в отчетности

Профильный комитет Госдумы готовит ко второму чтению комплексные поправки в закон "О страховом деле", в которых среди других масштабных изменений есть предложение отзывать лицензии у страховщиков при повторной сдаче недостоверной отчетности в течение года. Об этом рассказал "Известиям " бывший глава Росстрахнадзора и нынешний руководитель экспертного совета страховщиков в Госдуме Александр Коваль. Речь идет о том, чтобы дать возможность надзорному органу без потери времени на выдачу предписаний отзывать у компаний лицензии, в случае если страховщик, например, размещает резервы в заведомо фиктивные финансовые инструменты. В ведомствах к этой инициативе относятся пока настороженно: в Минфине считают, что в таком случае необходимо прописать в законе четкие критерии недостоверности данных, а Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) беспокоится, что предлагаемая мера может оказаться нерабочей. В смежной — банковской — отрасли отзыв лицензии за недостоверную отчетность давно и активно применяется.  

Как пояснил "Известиям" глава экспертного совета по страхованию при комитете по финрынку Госдумы Александр Коваль, под недостоверными данными подразумевается предоставление в ФСФР заведомо ложных данных о марже платежеспособности, то есть введение регулятора в заблуждение об объемах финансовых рисков, с которыми он способен реально справиться. Либо размещение резервов в заведомо фиктивные финансовые инструменты, например в зеркальные векселя. 

По словам Коваля, который ранее возглавлял Росстрахнадзор, присоединенный в 2011 году к ФСФР, эту меру его ведомство предлагало еще в 2009 году, столкнувшись с проблемой предоставления недостоверных финрезультатов. В марте 2010 года депутат Владислав Резник, возглавляющий тогда комитет по финрынку, а ныне являющийся заместителем главы комитета, внес в Госдуму соответствующую законодательную инициативу. Однако из-за того, что в декабре 2010 года было принято решение о присоединении Росстрахнадзора к ФСФР, а у ФСФР были собственные взгляды на проблему, инициатива была отложена в долгий ящик. 

Необходимо, чтобы такая поправка стала частью закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации", второе чтение которого должно состояться уже в ближайшее время, настаивает Коваль. Напомним, что сейчас в Госдуме находятся также и поправки ФСФР — о необходимости вводить в страховых компаниях службы внутреннего контроля и внутреннего аудита для выявления на ранних стадиях проблем с финансовым состоянием страховщиков. 

По мнению замглавы ФСФР Олега Пилипца, который также был в числе авторов той инициативы Росстрахнадзора, мера будет действенной, поскольку сегодня многие страховые компании "румянят отчетность". В результате получается, что на бумаге у компаний всё хорошо — достаточные резервы и собственные средства, а через полгода страховщик внезапно как для надзора, так и для клиентов может разориться, оставив граждан без выплат. При этом у надзора сегодня нет мер, которые бы позволили службе оперативно реагировать на нарушения финансовой устойчивости и платежеспособности компаний. 

Примеров очень много. Например, в 2011 году рынок сотрясло банкротство компании "Ростра", которая наращивала портфель, не создавая при этом должных резервов. Ее клиенты даже устраивали пикет у здания ФСФР с требованием выплатить страховые возмещения. Эксперты говорили, что у "Ростра" лицензию можно было отобрать как минимум за год до ее банкротства, поскольку уже тогда было много признаков, указывающих на то, что компания находится в предбанкротном состоянии. Заметные по отчетности проблемы с финансовой устойчивостью были и других страховых компаний, которые в 2011–2012 годах оказались банкротами, — "Росстраха" и "Русских страховых традиций". 

Вместе с тем у опрошенных "Известиями" ведомств эта инициатива в нынешнем виде пока вызывает некоторые опасения.

— Если принимать эту поправку, то необходимо прописать четкие критерии недостоверности данных, — говорит замдиректора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева. 

Источник в ФСФР пояснил "Известиям", что подобная инициатива может оказаться нерабочей с точки зрения наведения порядка в самых крупных компаниях, ведь отзыв лицензии у крупного страховщика чреват большими проблемами с удовлетворением претензий ее клиентов. Ранее ФСФР, в свою очередь, выступала с инициативой налагать штрафы на страховщиков за нарушение требований по формированию и размещению страховых резервов. Однако Минфин был против этого, предлагая сначала выдавать предписания за такие нарушения, а потом уже выписывать штрафы. Впрочем, эти две идеи прямо не противоречат друг другу. 

По мнению замглавы рейтингового агентства "Эксперт РА" Павла Самиева, поправку о быстром отзыве лицензии за фиксирование в отчетности фиктивных финансовых показателей нужно было принять уже очень давно. 

Банк России давноимеет возможность отзывать лицензии у кредитных организаций за предоставление недостоверных сведений в отчетности. Так, например, летом 2010 года своей лицензии лишился УП-банк. Регулятор нашел у кредитной организации недостоверную отчетность из-за зеркальных векселей на балансе. Кроме того, у банка были установлены отсутствующие активы, после чего последовал отзыв лицензии. За подобные нарушения позже ЦБ лишал лицензии Орелсоцбанк, Трастовый Банк (Махачкала) и др.


Читайте полную версию на сайте