ЛДПР предлагает запретить использовать НКО в рекламе
По данным социологов и психологов, наиболее привлекательными для потребителя товары или услуги делает реклама, в которой содержатся положительные рекомендации специалиста или профессиональной организации. Такая информация на подсознательном уровне, особенно у людей старшего возраста, ассоциируется с более высоким качеством. Однако использование подобного приема вряд ли можно признать добросовестным рекламированием. Во-первых, размещение в рекламе рекомендаций имеет субъективный характер и отражает мнение лишь одного из многих субъектов профессиональной деятельности. Кроме того, во многих случаях за высказываемой позицией скрывается финансовая заинтересованность. Во-вторых, очевидно, что подтверждения только профессиональной принадлежности, а не квалификации специалиста, рекомендующего товар или услугу, недостаточно.
Наиболее угрожающие масштабы недобросовестные действия производителя и продавца в продвижении товаров и услуг на рынок приобрели в рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг. Специалистами введен даже новый термин – "медикализация". С ней связывается значительное искусственное расширение списка "болезней", требующих специального обследования и дальнейшего лечения, подчас весьма дорогостоящих, за счет объективных физиологических состояний (во многом возрастного характера).
"Реклама стимулирует чрезмерное использование лекарств, заставляет обывателя думать, что в них решение всех проблем. Причем, по некоторым оценкам, 70% новинок аптечного рынка (как правило, более дорогих, чем применяемые ранее медикаменты) не имеют терапевтических преимуществ по сравнению с существующими продуктами. Как представляется, не последнюю роль в этом "медицинском прессинге" играют представители медицины, задействованные в рекламных материалах", - отмечают Игорь Лебедев и Ярослав Нилов.
Помимо медицинской сферы, все негативные факторы использования рекомендаций специалиста, профессиональной ассоциации или союза актуальны и в рекламе других товаров и услуг. В связи с этим парламентарии предлагают запретить использование в рекламе информации, в которой содержится отношение физических лиц к объекту рекламирования с указанием их профессиональной принадлежности, а также указывается отношение к продукции некоммерческих организаций. Исключение предложено делать лишь для тех рекламодателей, физических и юридических лиц, которые уполномочены выдавать сертификат соответствия либо подтверждать соответствие товара или услуги техническим регламентам.
"По мнению специалистов, реклама является опасным для человека раздражителем искусственного характера, так как технологии её воздействия носят манипулятивный характер. Недобросовестная реклама является одним из факторов, оказывающих в итоге негативное влияние на здоровье человека. Предлагаемые изменения в Федеральный закон "О рекламе" позволят снизить манипулятивный характер рекламы и будут способствовать нормативному обеспечению одного из принципов рекламы – ее добросовестности", - поясняют авторы законопроекта.