Потерпевший катастрофу Ту-204 погубили четыре отказа систем
Источники
"Известий " в межведомственной комиссии, расследующей причины
авиакатастрофы во Внуково, рассказали, что в качестве приоритетной
версии эксперты рассматривают отказ техники.
— Во время
полета Ту-204 из чешского аэропорта Пардубице в Москву произошло четыре
случая отказа различных систем. По отдельности это было бы не критично,
однако случилось так, что все сбои буквально наложились друг на друга, —
пояснил собеседник "Известий". — Неполадки возникли с концевыми
выключателями и датчиками обжима шасси, что привело уже к серьезной
проблеме при посадке.
На Ту-204 установлены три двигателя,
которые в момент касания со взлетно-посадочной полосой (ВПП) должны
включаться на обратную тягу, чтобы успеть погасить скорость самолета. По
неизвестной пока причине реверс так и не заработал, а концевые
выключатели не привели в действие другие системы тормоза.
—
На ВПП не было характерных следов торможения, что 100-процентно
указывает на то, что реверс не сработал, — пояснил "Известиям" сотрудник
контроля по безопасности аэропорта "Внуково". — Самолет подошел к ВПП
на скорости около 280 км/ч, что выше нормы на 50 км/ч, и даже если бы
пилоты начали тормозить, колеса не выдержали и полностью разрушились бы.
У разбившегося Ту-204 они были абсолютно целые.
Для самих
пилотов Ту-204 такое поведение самолета стало полной неожиданностью. Это
подтверждает запись их переговоров с диспетчерами. Уже фактически в
конце ВПП экипаж попытался поднять самолет в воздух и уйти на второй
круг, но не успел этого сделать.
В ОАО "Туполев" не согласны с технической версией.
—
Нельзя говорить о том, что Ту-204 испытывает проблемы с тормозами. Эта
машина — не "сырой блин", а испытанный долгими годами самолет, —
рассказали "Известиям" в дирекции по внешним связям и маркетингу ОАО
"Туполев". — Судно было почти пустым, в таких случаях иногда самолеты
ведут себя не совсем предсказуемо.
До сих пор неизвестно, в каком техническом состоянии Ту-204 вылетел в свой последний рейс из Чехии.
—
Мы не можем предоставить никакой информации относительно катастрофы,
поскольку сейчас еще идет расследование, — сообщил "Известиям" директор
управления гражданской авиации аэропорта Пардубице Вит Малек.
Он также отказался пояснить, возможна ли ситуация, в которой самолет может покинуть аэропорт, находясь в неисправном состоянии.
Некоторые эксперты рассматривают человеческий фактор как причину авиакатастрофы.
—
Самолет сел на большой скорости уже почти посередине полосы, а кроме
реверса есть еще несколько возможностей затормозить, — пояснил
"Известиям" заслуженный летчик СССР Рубен Есаян. — Принимать решение
было уже поздно: пилоты долго колебались — взлетать или тормозить, а это
все время. Все будет ясно по окончании расследования, однако у меня
сложилось впечатление, что экипаж что-то неверно рассчитал.
—
Нас учили: если после касания с землей через 15 секунд вы понимаете,
что скорость не падает, — поднимайте машину и идите на второй круг, —
рассказал "Известиям" Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев. —
На этом самолете по каким-то причинам не сработал реверс, не включились
концевики и датчики обжима шасси. Но эта ситуация была не критическая.
Профессиональный летчик при такой длине полосы мог бы с ней справиться.
В профессиональном авиасообществе опасаются, что официальное расследование будет необъективным.
—
Существует печальная статистика, когда в любом авиапроисшествии винят
экипаж. Дело доходит до того, что командиру
экипажа вручают лист, на котором написано, что найден отказ трех
компонентов техники, ему предлагают подписать бумагу, что он согласен
лететь, — добавил Толбоев. — Все это коммерческая
составляющая, которая стоит выше, чем безопасность и жизнь людей.
Представители
Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который ведет
официальное расследование катастрофы Ту-204, отказались
прокомментировать "Известиям" эти версии, предложив дождаться завершения
следствия.