Медицина-2013: платим за все и не забываем полис?
2013 год вообще ждали с опаской многие врачи и пациенты, ведь перемен готовилось очень много. С 1 января вступили в силу новые стандарты оказания медицинской помощи, по которым мы, если захотим, будем платить за некоторые услуги в государственных больницах. "Скорая помощь" начала работать по системе ОМС. А 24 декабря 2012 года Правительство утвердило "Государственную программу развития здравоохранения Российской Федерации". Модернизация по этой программе будет проводится в два этапа - с 2013 по 2016 год, и с 2016 по 2020 год.
Верить ли в светлое будущее медицины, мы поговорили с Президентом НП "Национальное Агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе", сопредседателем комитета по независимой экспертизе качества медицинской помощи и дефектов медицинской помощи НП "Национальная медицинская палата", профессором Алексеем Старченко. И говорили мы именно о принятой программе, обсуждая некоторые пункты (концепцию развития здравоохранении до 2020 года см. ниже).
Как снизить материнскую и детскую смертность
- Как вам программа? На бумаге все выглядит крайне достойно - внедрение высокотехнологичной помощи, повышение зарплаты медперсоналу и прочие полезные вещи.
- Честно говоря, сейчас сложно сказать, к чему это все приведет, надо попытаться дожить до 2020 года. Но в целом многие пункты вызывают некий внутренний диссонанс. Ну вот возьмем один из них - снижение детской и материнской смертности. В конце прошлого года в небольшом городе Борисоглебске беременные женщины устроили забастовку против закрытия роддома, который находился в деревянном аварийном здании, не был оборудован нормальной техникой и пр. С одной стороны, закрытие аварийного здания вроде бы правильное. Слова властей о том, что все роженицы будут доставляться в областной перинатальный центр, в котором есть высокотехнологичное оборудование и квалифицированные врачи, прекрасны. С другой стороны мы имеем российские реалии - плохие дороги и старые машины "Скорой". Нам должны гарантировать, что каждый больной, в том числе роженицы, должен быть доставлен до больницы в течение полутора часов. Таких гарантий в некоторых областях России просто не получишь. Либо делайте хорошие дороги и закупайте оборудованные машины "Скорой", где могут принять роды или сделать интубацию больному, либо стройте больницы в пешей доступности в каждом населенном пункте. У нас же закрывают больницы и на этом все... Боюсь, что в таких условиях
снизить материнскую и детскую смертность просто не удастся."Покажите мне, сколько потратили на профилактику!"
- Пункты о профилактике в этой программе очень хороши. Как считаете, можно ли россиян заставить бросить курить и пить, если грозить им страшными картинками с пачек сигарет или пропагандировать вред алкоголя?
- Меня слово "профилактика" вообще смешит. У нас просто нет таких технологий. Как нет и системы отчетности - вот столько-то мы потратили на профилактику, вот такой результат получили. Мы не знаем, почему человек бросил курить - или из-за того, что ему запретили дымить в библиотеке, или испугался страшных надписей, или потому что сигареты подорожали. Вот возьмите диспансеризацию. Я сам был военным врачом, видел как действует эта система изнутри. Если главврач больницы действительно болеет своим делом, то и его подчиненные будут относиться к профосмотрам ответственно. Увы, зачастую все это проводится для галочки, вызывая лишь раздражение врачей и пациентов. А ведь система самом по себе очень стоящая - если бы у каждого человека на руках была, скажем, информационная тетрадь, в которой бы каждый год отмечались его анализы, состояние сердца, легких. Он бы видел динамику, понимал, к чему ведет, скажем, то же курение.
Хорошо ли, что "Скорая" будет по ОМС?
С этого года служба "Скорой помощи" переходит на систему ОМС. Власти обещают, что все от этого только выиграют. И в первую очередь сама экстренная служба, у которой теперь будет больше финансовых возможностей для закупки нового оборудования, замену выработавших свой ресурс автомобилей. А вот как с пациентами?
- Идея-то действительно хорошая, - соглашается Старченко. – Только, боюсь, теперь появится новое разделение пациентов - не по цвету кожи и национальности, а по наличию полиса ОМС. То есть уровень услуг и отношения будет варьироваться. Не помочь, конечно, "Скорая" не может. Но теперь каждый пациент просто обязан носить с собой не только паспорт, но и полис. Если же у человека нет полиса, то врач за вызов к нему не получит своих денег. Как вы думаете, по-доброму ли медик отнесется к такому больному?
И о платных услугах
- Как вы думаете, во многих ли поликлиниках с 1 января появились прайсы о платных медуслугах? Ведь это постановление уже вступило в силу.
- А кто вам сказал, что они там вообще появятся? Когда еще только обсуждался проект постановления о платных медуслугах, я направлял запрос, в котором просил пояснить, что же именно входит в понятие "иные медуслуги", за которые нам придется платить. Ответа я не получил. Так что, по моему мнению, в "иные" будет входить все, что только можно. А не только те пункты, за которые мы раньше платили из-под полы, неофициально (например, "выбор врачей, средних и младших медицинских работников, включая установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара"). А что больше всего раздражает - теперь мы лишены права выбора. Мы не можем без направления терапевта или врача общей практики попасть к узкому специалисту - аллергологу, кардиологу, даже маммологу! Даже если приедем специально для этого из маленького города в специализированный НИИ. Если хотим сразу, нужно будет заплатить деньги... И это в государственных поликлиниках! Нам, конечно, обещали, что система будет обкатываться, но, мне кажется, обкатываться она будет только в сторону увеличения платных услуг и уменьшения бесплатных.
ОФИЦИАЛЬНО
- В Государственной программе сформулированы основные приоритеты развития отрасли, в рамках которых Министерство планирует работать в среднесрочной перспективе, - говорит Министр Вероника Скворцова. - Программа отражает основные подходы к решению таких основополагающих для отрасли вопросов, как совершенствование инфраструктуры здравоохранения, формирование единой профилактической среды, повышение качества оказываемой медицинской помощи повышение уровня подготовки медицинских кадров и заработной платы в отрасли.
Государственная программа разработана Минздравом России в сотрудничестве с научной и медицинской общественностью и прошла общественное обсуждение, в том числе на площадке Открытого правительства, сообщает пресс-служба Минздрава.
Основой для формирования мероприятий, направленных на борьбу с такими серьезными социально значимыми заболеваниями, как болезни системы кровообращения, туберкулез, злокачественные новообразования, послужили результаты проведенного анализа реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" и программ модернизации, обобщение положительного опыта, накопленного за время реализации этих крупномасштабных проектов.
Реализация мероприятий Госпрограммы предусмотрена в два этапа: первый этап - с 2013 по 2015 год, второй этап - с 2016 по 2020 год.
Государственная программа включает подпрограммы: "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико–санитарной помощи"; "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации"; "Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения"; "Охрана здоровья матери и ребенка"; "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям"; "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"; "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"; "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья"; "Экспертиза и контрольно–надзорные функции в сфере охраны здоровья"; "Медико–санитарное обеспечение отдельных категорий граждан"; "Управление реализацией Программы" - всего 11 подпрограмм.
Непосредственными результатами реализации государственной программы будет являться:
снижение смертности от всех причин (на 1000 населения) до 11,4 в 2020 году,
снижение материнской смертности (случаев на 100 тыс. родившихся живыми) до 15,5 в 2020 году,
снижение младенческой смертности (случаев на 1000 родившихся живыми) снизится с 7,8 в 2016 году до 6,4 в 2020 году,
снижение смертности от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) до 622,4 в 2020 году,
снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) до 10 в 2020 году,
снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения) до 190 в 2020 году,
снижение смертности от туберкулеза (на 100 тыс. населения) до 11,2 в 2020 году,
снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год) до 10 в 2020 году,
снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения (процент) до 25 в 2020 году,
снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков (процент) до 15 в 2020 году,
снижение заболеваемости туберкулезом (на 100 тыс. населения) снизится с 51,9 в 2016 году до 35 в 2020 году,
увеличение обеспеченности врачами (на 10 тыс. населения) до 44,8 в 2020 году,
достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала до 1:3 в 2020 году,
увеличение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги от средней заработной платы в соответствующем регионе вырастет до 200% к 2018 году,
увеличение средней заработной платы среднего медицинского персонала от средней заработной платы в соответствующем регионе до 100% к 2018 году,
увеличение средней заработной платы младшего медицинского персонала от средней заработной платы в соответствующем регионе вырастет до 100% к 2018 году,
увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 лет в 2020 году.