«Лошарик» остался без носителя
Сами
мини-лодки официально именуются автономными глубоководными станциями
(АГС) и научно-исследовательскими подводными лодками (НИПЛ), но, по
неофициальным данным, они предназначены для сбора со дна обломков
кораблей, самолетов и спутников, затопленных в океане, а также для
проведения подводной разведки на сверхбольших глубинах — "Нельмы" могут
погружаться на 1 км, а "Лошарик" — на 6 км.
При этом сами
глубоководные мини-субмарины передвигаются достаточно медленно, поэтому к
месту операций их доставляет лодка-носитель, переделанная из большой
стратегической, у которой вместо ракетного отсека оборудована
док-станция с креплениями и переходными шлюзами для экипажа.
Как
сообщил "Известиям" источник в оборонно-промышленном комплексе, в 2013
году лодка-носитель "Оренбург", спущенная на воду еще в 1981 году, будет
выведена из состава флота и поставлена в очередь на утилизацию,
поскольку выработала все ресурсы.
— "Оренбур" переделали в
носитель мини-субмарин в 2002 году, когда лодке было уже 20 лет. С
нее сняли ракетный комплекс с приборами управления и смонтировали
стыковочное устройство. Причем это устройство вырезали из предыдущей
лодки-носителя — БС-411, которая также имела имя "Оренбург" и была
утилизирована в 2009 году, — пояснил собеседник "Известий".
Сейчас
для "Лошарика" делают новый носитель из атомной подводной лодки (АПЛ)
БС-64 "Подмосковье". Но эта лодка не намного новее "Оренбурга" —
"Подмосковье" спустили на воду в 1984 году — и тоже через несколько лет
будет списана.
Правда, последние 13 лет подводный корабль
стоит на судоремонтном заводе "Звездочка", ожидая переделки, поэтому
часть ресурса лодки не расходовалась. Судя по фотографиям, отсек с
ракетами у "Подмосковья" уже вырезали. При этом ожидается, что само
стыковочное устройство для АГС не будут делать заново, а снимут с
"Оренбурга".
Сами подводники недоумевают, почему для носителей
их мини-лодок все время переделывают старые лодки, вместо того чтобы
построить новую.
— Какой смысл тратить огромные деньги на
переделку, если старые лодки сильнее шумят и выдают место работы
гидронавтов. Сейчас на "Севмаше" заложили еще один носитель — АПЛ
"Белгород", но и это далеко не новая лодка — ее начали строить еще в
1992 году по проекту погибшего "Курска" (949А "Антей"), а сейчас вот
решили достроить уже как носитель для автономных глубоководных станций, —
пояснил "Известиям" на условиях анонимности один из
ветеранов-подводников.
Он добавил, что пока "Подмосковье" не
сдадут, мини-субмарины не смогут выйти в отдаленные участки океана.
Кроме того, пока не будет достроен "Белгород", на четыре мини-лодки (пятую начали строить совсем недавно) будет всего один носитель.
Представитель
ОПК, попросивший не указывать его фамилии, пояснил "Известиям", что
дело не в злом умысле, а в загруженности судостроительных мощностей.
—
Первоочередная задача промышленности — строить боевые лодки, потому что
на них держится обороноспособность страны. А переделать уже готовую
лодку намного проще и быстрее, чем строить новую, — не нужно создавать
реактор, ходовую часть, органы управления, достаточно изменить несколько
отсеков, — пояснил собеседник "Известий".
Примечательно, что
"Оренбург" формально входит в ВМФ, а вот офицеры "Лошарика" являются
сотрудниками Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ)
Минобороны, которое подчиняется напрямую министру обороны России.