«Лошарик» остался без носителя

Арктический поход уникальной мини-подлодки "Лошарик", о котором "Известия " написали в ноябре, оказался последним для ее носителя — подводной лодки БС-136 "Оренбург" проекта 667БДР ("Кальмар"), переделанной под базовую станцию для мини-лодок. Эта станция перемещала "Лошарик" и еще три мини-лодки проекта "Нельма" к месту назначения, поскольку скорость передвижения самой мини-лодки невелика.

Сами мини-лодки официально именуются автономными глубоководными станциями (АГС) и научно-исследовательскими подводными лодками (НИПЛ), но, по неофициальным данным, они предназначены для сбора со дна обломков кораблей, самолетов и спутников, затопленных в океане, а также для проведения подводной разведки на сверхбольших глубинах — "Нельмы" могут погружаться на 1 км, а "Лошарик" — на 6 км. 

При этом сами глубоководные мини-субмарины передвигаются достаточно медленно, поэтому к месту операций их доставляет лодка-носитель, переделанная из большой стратегической, у которой вместо ракетного отсека оборудована док-станция с креплениями и переходными шлюзами для экипажа. 

Как сообщил "Известиям" источник в оборонно-промышленном комплексе, в 2013 году лодка-носитель "Оренбург", спущенная на воду еще в 1981 году, будет выведена из состава флота и поставлена в очередь на утилизацию, поскольку выработала все ресурсы.

— "Оренбур" переделали в носитель мини-субмарин в 2002 году, когда лодке было уже 20 лет. С нее сняли ракетный комплекс с приборами управления и смонтировали стыковочное устройство. Причем это устройство вырезали из предыдущей лодки-носителя — БС-411, которая также имела имя "Оренбург" и была утилизирована в 2009 году, — пояснил собеседник "Известий". 

Сейчас для "Лошарика" делают новый носитель из атомной подводной лодки (АПЛ) БС-64 "Подмосковье". Но эта лодка не намного новее "Оренбурга" — "Подмосковье" спустили на воду в 1984 году — и тоже через несколько лет будет списана.

Правда, последние 13 лет подводный корабль стоит на судоремонтном заводе "Звездочка", ожидая переделки, поэтому часть ресурса лодки не расходовалась. Судя по фотографиям, отсек с ракетами у "Подмосковья" уже вырезали. При этом ожидается, что само стыковочное устройство для АГС не будут делать заново, а снимут с "Оренбурга".

Сами подводники недоумевают, почему для носителей их мини-лодок все время переделывают старые лодки, вместо того чтобы построить новую.

— Какой смысл тратить огромные деньги на переделку, если старые лодки сильнее шумят и выдают место работы гидронавтов. Сейчас на "Севмаше" заложили еще один носитель — АПЛ "Белгород", но и это далеко не новая лодка — ее начали строить еще в 1992 году по проекту погибшего "Курска" (949А "Антей"), а сейчас вот решили достроить уже как носитель для автономных глубоководных станций, — пояснил "Известиям" на условиях анонимности один из ветеранов-подводников. 

Он добавил, что пока "Подмосковье" не сдадут, мини-субмарины не смогут выйти в отдаленные участки океана. Кроме того, пока не будет достроен "Белгород", на четыре мини-лодки (пятую начали строить совсем недавно) будет всего один носитель. 

Представитель ОПК, попросивший не указывать его фамилии, пояснил "Известиям", что дело не в злом умысле, а в загруженности судостроительных мощностей. 

— Первоочередная задача промышленности — строить боевые лодки, потому что на них держится обороноспособность страны. А переделать уже готовую лодку намного проще и быстрее, чем строить новую, — не нужно создавать реактор, ходовую часть, органы управления, достаточно изменить несколько отсеков, — пояснил собеседник "Известий".

Примечательно, что "Оренбург" формально входит в ВМФ, а вот офицеры "Лошарика" являются сотрудниками Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны, которое подчиняется напрямую министру обороны России.


Читайте полную версию на сайте