В жилых районах Москвы построят сотню бункеров

В жилых районах Москвы могут построить сотню "объектов двойного назначения" — подземных торговых центров, парковок и даже кинотеатров, которые в случае ЧС можно будет использовать для эвакуации и размещения местных жителей. Об этом "Известиям " рассказал источник в департаменте градостроительной политики. Типовые проекты полувоенных объектов будут разработаны в 2013 году. Первый кинотеатр-бункер может появиться вблизи станции метро "Проспект Вернадского".

Как пояснили в департаменте, новые убежища в жилых кварталах можно будет использовать в случае землетрясения или военных действий. Таким образом в случае общегородского ЧП в торговом центре можно будет разместить людей, столовые и медицинские пункты.

— Сейчас для тех же целей в теории можно использовать имеющиеся станции метро, но не все из них располагаются вблизи мест непосредственного проживания москвичей, — рассказал источник в ведомстве.

Часть подземных объектов должна будет расположиться вблизи станций подземки.

— Чтобы в кинотеатр или торговый центр, к примеру, можно было добраться прямо из метро, — уточнил собеседник издания. — Это делается для того, чтобы проекты были интересны инвесторам.

В 2013 году на проведение исследования по возможности размещения в Москве объектов двойного назначения, а также на разработку типовых проектов департамент градполитики намерен потратить около 9 млн рублей. В каждом округе столицы может появиться по 10 таких бункеров. Напомним, в сентябре этого года заммэра по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин заявил, что город планирует отказаться от строительства объектов гражданской обороны на новых станциях метрополитена. По словам чиновника, это позволит снизить стоимость строительства метро.

— Мы давно ни с кем не воюем, — сказал он тогда. Тем не менее Хуснуллин отметил, что все необходимые помещения для обеспечения безопасности в подземке останутся.

Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский полагает, что подобные инвестиционные проекты — мечта любого ритейлера.

 — Связка с метро обеспечивает высокую проходимость и, как следствие, рост товарооборота минимум в два раза, — пояснил он. — Выгоднее всего было бы разместить там магазины с продуктами, сопутствующими поездке товарами и, возможно, торговые точки с недорогой одеждой.

Тем временем член правления Союза инженеров-сметчиков Александр Жуков уверяет, что "двойное назначение" сделает подземные объекты дороже на 10–15%.

— Подземный объект изначально должен быть снабжен системами жизнеобеспечения — канализацией, электричеством, водоснабжением, вентиляцией, — пояснил он. — А для того чтобы помещение еще служило и бункером, его придется снабдить дополнительными генераторами, воздушными фильтрами и гермозатворами.

Руководитель независимого центра подземных исследований и отряда "Диггер-спас" Вадим Михайлов поясняет, что строительство одного такого объекта обойдется в сумму от 1,5 до 3 млрд рублей. При этом он уверен, что уже существующих в Москве подземных укрытий достаточно для обеспечения безопасности населения города.

 — Всего в Москве около 5 тыс. различных бомбоубежищ и бункеров, в том числе при научных институтах, — рассказал Михайлов. — Однако 50% из этих помещений нуждается в модернизации. Сейчас они используются под коммерческие нужды, из-за чего системы вентиляции забиты мусором, бронированные двери вывезены, нет ни шлюзов, ни тамбуров — ничего, что должно быть в настоящем бомбоубежище. Так, например, в бункере на Ленинградском проспекте, 1 сейчас находится фотолаборатория и пункты бытовых услуг.

Михайлов полагает, что вкладываться в бункеры инвесторам не выгодно: для нужд безопасности города лучше переоборудовать уже имеющиеся убежища. Модернизация каждого из них обойдется в 250–300 млн рублей.

В то же время председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы Gradient Alpha Павел Гагарин уверен, что "военное" обременение инвесторов не напугает.

— Удачно расположенный подземный проект, такой, как торгово-развлекательный центр, всё равно окупится в течение 5–8 лет, — пояснил он.


Читайте полную версию на сайте