Грузия угрожает выйти из невыгодного России проекта железной дороги
— Геополитически этот проект полезен Грузии, но в смысле экономики
вызывает у нас много вопросов, — заявил Бидзина Иванишвили журналистам. —
Много транзитных путей — это хорошо. Но открытие этой новой железной
дороги может снизить грузопоток на существующей дороге из Азербайджана в
2–3 раза, что скажется и на наших портах.
По ныне действующей
магистрали, говорит премьер, в год ежегодно проходит 20 млн т грузов.
По его мнению, даже если объемы грузоперевозок вырастут, экономическая
выгода проекта для Грузии остается под вопросом.
— У нас
сегодня очень хорошие отношения с Азербайджаном, — продолжил Иванишвили.
— Думаю, с таким партнером мы сможем урегулировать эти темы.
Проект
нового железнодорожного коридора Баку-Тбилиси-Карс (БТК) включает
строительство ветки Карс-Ахалкалаки в 98 км, из них 68 на территории
Турции, 30 — Грузии. Также реконструируется 183-километровый отрезок
Ахалкалаки-Марабда-Карс. Согласно прогнозам, ежегодно по новой
железнодорожной ветке, которая получит прямой выход на европейскую
железнодорожную сеть, будет транспортироваться 30 млн т грузов.
Данный
коридор не выгоден Ирану, а также окончательно изолирует в транспортном
отношении Армению. Предыдущий президент США Джордж Буш в середине
2000-х даже наложил запрет на участие американских компаний в проекте —
он считал, что отторжение Армении от региональных проектов идет вразрез с
политикой Вашингтона на Кавказе. Однако помешать началу реализации
проекта США, несмотря на сильные позиции в регионе, не смогли.
Как
полагают некоторые эксперты, начало функционирования нового проекта
негативно скажется и на интересах России. Директор Кавказского центра
стратегических исследований Мамука Арешидзе заявил "Известиям", что БТК
практически сводит на нет потенциал приобретенной армянской
железнодорожной сети, которая с 2008 года находится в управлении РЖД.
Бывший
премьер-министр Грузии Тенгиз Сигуа заявил "Известиям", что своим
заявлением Иванишвили, "возможно, привлекает внимание Москвы к
необходимости восстановления железной дороги через Абхазию". По
абхазскому направлению еще в советское время Армения получала тяжелые
грузы, которые сейчас идут через грузинские порты. Однако их мощность
недостаточна, нужна абхазская дорога. Длина абхазского участка — 221 км,
однако по ней курсируют только пассажирские поезда из Москвы и Сочи.
Весь подвижной состав находится в сильно изношенном состоянии, есть
серьезные проблемы с регулировкой движения. Большинство вокзалов
заброшено и разрушается.
— Грузия не ставит под вопрос осуществление этого проекта, — заверил
"Известия" близкий к грузинскому премьеру аналитик, глава Института
исследований развития Грузии Георгий Хухашвили. — Речь идет о прояснении
возможных экономических рисков для нашей страны.
Министр экономического развития Грузии Георгий Квирикашвили также обещает, что проект осуществится, но считает, что нужно обсудить возможную компенсацию для грузинских портов Поти и Батуми, если в результате введения в строй железной дороги, их нагрузка снизится.
Однако в Баку угрозу Тбилиси восприняли более чем серьезно. В местной
прессе появилась информация со ссылкой на правительство Азербайджана о
том, что страна может пересмотреть цены на газ для Грузии, если та в
конце концов откажется от проекта железной дороги. Сейчас Грузия
получает газ только в Азербайджане по цене $167 за тыс. куб. м. Взнос
Грузии в строительство новой железной дороги осуществляется за счет
азербайджанских кредитов на сумму $775 млн. Грузия будет погашать ее за
счет будущих доходов от эксплуатации данного проекта Баку-Тбилиси- Карс.
— Я возмущен заявлением премьер-министра о возможном пересмотре и
приостановлении проекта железной дороги, — заявил президент Грузии
Михаил Саакашвили.
С его точки зрения, заявление премьера отдаляет Грузию от Европы и связывает ее "кабальными отношениями" с Россией.