Автор фильма «Березовский»: «Мы показали образ маленького прохиндея»

Журналист Андрей Кондрашов рассказал "Известиям", что осталось за кадром фильма "Березовский " и почему канал выпустил документальный фильм, а не сериал.

— Сколько времени заняла подготовка фильма?

— Неполных четыре месяца. Это очень и очень недолго для того массива информации, который мы собрали и обработали.

— Вас и ваш фильм уже критикуют. Как вы реагируете на критику?

— Если фильм не оставляет равнодушными ту сторону нашей аудитории, которая симпатизирует таким, как Борис Березовский, критике от них я только счастлив.

— Адвокат Березовского Андрей Боровков намекает на новые дела в отношении Березовского и связь их с вашим фильмом. Кто заказал проект "Березовский"?

— Это был заказ моего родного канала. Мы придумали сделать этот фильм после того, как закончился суд Березовского с Абрамовичем. Нам захотелось подвести черту под долгой безбедной жизнью Бориса Абрамовича, чтобы поставить вопрос: а что же с ним будет дальше?

Когда мы начали снимать фильм, вдруг заговорили люди и открыли нам бешеные возможности в поиске материала. Все вокруг почувствовали, что машина Березовского и Патаркацишвили оказалась обескровлена. Только поэтому фильм получился совершенно неожиданно огромным. Нам пришлось отказаться от 40 минут контента и не делать сериал. Для фильма было выделено определенное место в сетке вещания, хотя проект и оказался в два раза больше, чем ожидалось. И нам пришлось вырезать некоторые моменты — например, о Поле Хлебникове…

— Там вы тоже нашли след Березовского?

— С нашей стороны вообще нет никаких однозначных утверждений, но некая причастность к его убийству Березовского просматривается во многих интервью. Мы также не позволяли себе делать какие-либо выводы относительно его участия в различных не совсем законных схемах. Этим должны заниматься наши следственные органы. Но израильтяне — тот же самый генерал Мизрахи, который возглавлял в МВД страны отдел по борьбе с русской мафией, говорит, что Россия до сих пор не учитывает один важный момент. Что для того, чтобы российские уголовники и бандиты перестали оставаться в почете в тех странах, где им предоставляют политическое убежище, юстиции нужно работать по лекалам международных организаций. Только тогда у иностранцев к тому же Березовскому появятся вопросы. С другой стороны, и израильтяне, и англичане отдают себе отчет, что закон бессилен перед этими людьми, пока они имеют политическую поддержку. В России ли, в Великобритании ли, в Израиле ли.

— На чем держалась, по-вашему, "машина Березовского"?

— На его деньгах и таланте по части выдумывания хитрых схем и криминальном обеспечении его схем со стороны Бадри Патаркацишвили. Бадри умер. И только деньги заставляли людей молчать. Но одна часть людей заговорила, когда мы готовили фильм, а несколько интервью у нас сорвались после информации, что семья Патаркацишвили перечислила Березовскому $100 млн. Два человека в Израиле из разведки, подготовившие было для нас материалы, отказались с нами общаться, заявив, что их жизни стоят гораздо дешевле $100 млн. А сейчас, если у Березовского пройдет сделка по продаже его активов в России, Украине и Грузии, если он продаст их другим российским олигархам, машина вполне может завертеться вновь и не исключено, что работать она будет снова против России.

— Адвокат Березовского говорит, что факты по делу "Аэрофлота" изложены неверно. Вы готовы к судебному разбирательству?

— Конечно. Во-первых, пусть адвокат посмотрит еще раз фильм. Мы лишь напоминали о некоторых фактах, например о деле "Аэрофлота", а все остальное излагали уволенный директор "Аэрофлота" Владимир Тихонов и Николай Ковалев, тогдашний директор ФСБ. И выводы делали они. Мы лишь предоставили возможность высказаться. Если будет иск, мы с удовольствием возьмемся доказать свою правоту и докажем ее.

— Вы стремились изобразить Березовского монстром, как утверждает его адвокат Боровков?

— Мы показывали его абсолютно тем человеком, которым он был и в кого превратился. Его знакомые в фильме вспоминают массу смешных историй — например, его торговлю пододеяльниками в Махачкале и торговлю комбикормами на Мытищинской птицефабрике. Тогда передохли все куры и колхозники хотели насадить Березовского на вилы, а он убегал от них по полям. Разве это монстр? Это образ маленького прохиндея. Если бы я хотел показать Березовского монстром, мы бы никогда не вспоминали о таких эпизодах. Это характеризует Березовского как махинатора сначала в небольших, а потом в глобальных масштабах.

— Вырезанного из фильма контента хватит на продолжение фильма "Березовский"?

— Пока я бы не стал что-то планировать, а понаблюдал за правоохранительными органами. Если факты, изложенные в материале, не станут для них основанием для проведения новых следственных мероприятий, я буду удивлен. Нам хотелось бы добиться этим фильмом большего, чем просто удивить аудиторию.

— Во время работы над проектом вы пытались связаться с Березовским?

— Конечно, я писал ему письма, SMS, разговаривал как минимум с шестью его друзьями, которые передавали ему мою просьбу об интервью. Но он так и не вышел на связь.

— Как вы лично относитесь к Березовскому?

— Он, безусловно, умный, верткий, абсолютно талантливый человек, я всё это признаю. Другое дело, что он редко говорит правду. На мой взгляд, Березовский, и не только он, в конце концов должны ответить за то, что когда-то обокрали российский народ и Россию. Я лично считаю Березовского первым в ряду, который должен продолжиться другими дельцами.


Читайте полную версию на сайте