Десантный корабль «Иван Грен» испытают в следующем году
— В зависимости от результатов БДК будет принят в состав флота в том же 2013-м или в начале 2014 года, — сказал он.
Корабль
назван в честь вице-адмирала, одного из самых авторитетных советских
специалистов по морской артиллерии. Постройка велась на калининградском
заводе "Янтарь" с 2004 года.
Неурядицы преследовали корабль с
самого начала закладки. По первоначальному плану он должен был стать
малым десантным кораблем, способным переходить из одного моря в другое
по внутренним рекам России. Затем техзадание изменилось, водоизмещение
корабля довели до 5 тыс. т, чтобы он мог вмещать усиленную роту морской
пехоты со всей техникой и оружием, понтоны для выгрузки на берег и два
десантно-транспортных вертолета Ка-29.
Всего техзадание
менялось три раза, а в процессе строительства внесены 22 изменения в
компоновку корпуса, ходовую часть, бортовые системы, говорит
представитель ОПК, знакомый с ситуацией.
— Взаимное
недопонимание замучило и заказчика, и исполнителя. Денег мало — завод
предлагает вообще снять артиллерийские и ракетные установки, сделать
военный транспорт. Военные требуют БДК, обещают регулярное
финансирование, потом говорят, что денег опять нет, поэтому давайте
сократим вооружения, но не все. Уберем три артустановки, а вместо них
спроектируем отсеки для стандартных контейнеров, чтобы корабль мог
обеспечивать снабжение войск в северных и удаленных регионах, —
рассказал он.
Контракт на постройку "Ивана Грена" закончился в
ноябре уходящего года. Минобороны согласилось продлить его только при
условии, что "Янтарь" закончит все работы, заложенные в объем 2011 и
2012 годов. Представители завода в ответ заявляли, что это нереализуемо
из-за недостаточного финансирования. Наконец в декабре стороны достигли
соглашения о продлении контракта. Военное ведомство взяло обязательство
погасить все задолженности, а взамен верфь должна закончить
строительство корабля до осени следующего года.
Правда, все
разногласия преодолеть не удалось. Так, представитель "Янтаря" оценил
готовность корабля на 70%. А вот собеседник "Известий" в главкомате ВМФ
считает, что готовность не более 50%.
— Там необходимо внести
изменения в сформированный корпус, в частности доработать цистерны
балласта и рампу для погрузки-выгрузки. Рампа — это часть носа и кормы,
которая опускается при выгрузке личного состава и техники на берег. Хотя
дату ходовых испытаний назначили на осень, у нас большие сомнения в
этом. Хорошо, если удастся провести их в середине 2014 года, — уточнил
офицер главкомата.
Один из бывших офицеров БДК говорит, что
сомнения вызывает сам класс кораблей, которые для десантирования
практически вылезают на берег (если нет понтонов).
— Высадка
требует высочайшей выучки экипажа, особенно вахтенного рулевого. Он
должен точно держать курс на береговой ориентир. Малейшая ошибка — и
корабль встанет криво, техника на берег не выйдет, — сказал он.
По
его мнению, "Грену" не нужны понтоны, которые снимают необходимость
вылезать на берег. Ведь 5 тыс. т водоизмещения — это немного, корабль
должен стремительно разгрузиться и покинуть зону обстрела. Понтоны нужны
крупным грузовым и транспортным судам, которые перевозят несколько
тысяч тонн.
— Пока понтоны наведут, спустят, корабль уже раз
10 уничтожат. Городить понтоны из-за одного подразделения морской пехоты
— это глупо, — уверен офицер.
С ним согласен независимый военный эксперт, автор книг по истории ВМФ Дмитрий Болтенков.
—
БДК "Иван Грен" создан под высадку десанта с выходом корабля на берег.
Эта концепция вековой давности. Сейчас весь мир перешел на так
называемую загоризонтную высадку — с помощью вертолетов и десантных
катеров. Но понять флот можно, так как корабль готов на 70% и логичнее
его достроить. Тем более что сейчас новых кораблей немного. "Грен" может
заменить какой-нибудь из старых БДК, — пояснил он "Известиям".
Однако
вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков
пояснил "Известиям", что "Иван Грен" значительно увеличит десантные
возможности российского флота.
— В отличие от
флотов западных держав, которые выполняют самостоятельные задачи в
дальних регионах, отечественный ВМФ предназначен для поддержки
сухопутной армии на приморских направлениях. БДК типа "Иван Грен"
позволяют в короткое время высадить подразделение морской пехоты прямо
на берег с бронетехникой, артиллерией, средствами ПВО и добиться тем
самым внезапности, — заявил Сивков "Известиям".
Прообразом
БДК "Иван Грен" считаются американские Landing Ship Tank (корабль для
выгрузки танков). На жаргоне военных США — "большие зеленые киты". LST
очень уязвимы на берегу и при переходе из-за низких мореходных качеств.
Сейчас флот США отказался от "китов".