Российские летчики могут прекратить полеты в Южном Судане
—
Мы уже порекомендовали российским авиаперевозчикам, работающим в
неспокойных районах, в первую очередь это Южный Судан и Дарфур,
требовать от партнеров ужесточения правил безопасности и прописывать это
в контрактах, — рассказал советник российского посольства в Судане Юрий
Видакас. — Необходимо, чтобы перед вылетом было точное подтверждение,
что все стороны, включая по возможности местные партизанские отряды и
группировки, поставлены в известность о предстоящем полете. Если же у
командира воздушного судна возникли какие-то сомнения, он должен иметь
право отказаться от рейса.
Необходимо обеспечить и
безопасность пребывания российских граждан на земле, отметил Видакас. В
горячих точках требуется охрана — как в поселках, где живут экипажи, так
и во время передвижения, например при выездах в город и в аэропорт.
В
южносуданской провинции Джонглей 21 декабря был сбит вертолет Ми-8
компании "Нижневартовскавиа". Погибли все четыре члена экипажа. Рейс
выполнялся по контракту с миссией ООН в Южном Судане (МООНЮС). Местные
военные заявили, что перепутали белый вертолет в опознавательных знаках
ООН с машиной ВВС северного Судана (с которым у южан продолжается
военный конфликт). Генсек ООН Пан Ги Мун потребовал разобраться в
происшедшем, чтобы исключить возможность повторения такого впредь.
В
настоящее время в Южном Судане и Дарфуре работают три российские
авиакомпании: "ЮТэйр", "Нижневартовскавиа" и "Скол". Помимо них там есть
и немало летчиков с российскими паспортами, нанимающихся на работу в
африканские авиакомпании самостоятельно.
— Условий безопасности, прописанных в контрактах сейчас, явно недостаточно, — считает Юрий Видакас.
Даже
те, кто работает в структурах ООН, периодически страдают от агрессии со
стороны местных военных. Так, среди работающих в этой стране
иностранцев ходят, например, рассказы о том, что месяца три назад
солдаты Народной армии освобождения Судана (SPLA), а это костяк
вооруженных сил страны, в течение суток насиловали в казарме пятерых
белых сотрудниц МООНЮС.
Российские авиакомпании предпринимают
собственные шаги в плане безопасности экипажей и машин. Как рассказали
"Известиям" в "ЮТэйр", чьи вертолеты работают во многих странах
континента, "мы направили в ООН требование вывести наши экипажи и машины
из горячих точек. Вертолеты сугубо гражданские и не оборудованы для
полетов под угрозой обстрела". Недели три назад требование было
удовлетворено, и российские экипажи перестали выполнять рейсы в районах,
где идут боевые действия.
Поводом для обращения компании в ООН стал обстрел в середине сентября все в том же Южном Судане вертолета Ми-26, принадлежащего "ЮТэйр". По контракту с МООНЮС он развозил продовольствие в рамках программы гуманитарной помощи. К счастью, никто из экипажа в тот раз серьезно не пострадал. В 2011 году в Южном Судане был обстрелян вертолет Российской авиационной группы, работавшей в составе миротворческих сил ООН. Весной этого года группа вернулась на родину.
— В Южном Судане идет, по сути, гражданская война и борьба
за власть, — пояснил эксперт Института Ближнего Востока, старший
преподаватель кафедры всеобщей истории РГГУ Сергей Серегичев. —
Правительство, находящееся в столице, Джубе, мало что контролирует. У
руководства SPLA свои амбиции, у многочисленных полевых командиров —
свои. Поэтому добиться там какого-то порядка практически невозможно.
Уведомление партизанских групп о пролете ооновской машины также не дает
достаточной гарантии безопасности, поскольку никто не сможет поручиться,
что какому-нибудь повстанцу не придет в голову пальнуть по вертолету.
При
этом сами вертолетчики, по словам представителей авиаперевозчиков,
несут ответственность лишь за техническую исправность машины и
готовность экипажа, но не за маршрут и не за информирование военных.
Обеспечить безопасность вдоль маршрута — дело структур ООН и
правительства Южного Судана.