Архангельский траловый флот продадут с аукциона
Основными претендентами на АТФ назывались такие
компании, как ООО "Вирма" (учредитель ООО "Северо-Западная
рыбопромышленная компания — Мурманск") и ООО "ЮСП Северные инвестиции"
(владелец — кипрская компания UCP Sea Resources Ltd). Этим компаниям ФАС
ранее уже одобрила ходатайства о приобретении актива.
Между
тем, по словам источника, правительственная комиссия уже поручила ФАС
подписать соглашение об обеспечении выполнения обязательств по покупке
АТФ с другими претендентами - ОАО "ГК"Русское море" и его стопроцентной
дочкой ЗАО"Русской рыбной компанией". Обе компании летом этого года
ходатайствовали о покупке АТФ, но по началу не получили одобрения
антимонопольной службы, из-за отсутствия согласия на сделку
правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Оно понадобилось
из-за структуры компаний - 60,9% акций "Русское море" с 2011 года
принадлежит кипрской RSEA Holdings Limited, которая в свою очередь
принадлежит совладельцу нефтетрейдера Gunvor и НОВАТЭК Геннадию Тимченко
и основателю "Русского моря" Максиму Воробьеву.
В конце ноября комиссия наконец разрешила "Русскому морю" и "Русской рыбной компании" участвовать в приватизации АТФ.
В
"Русском море" ответили, что пока не получали уведомление об условиях
сделки, но требования о моратории на сокращение численности персонала и
запрет привлекать к управлению флотом иностранных граждан считают
адекватными. В пресс-службе ГК пояснили, что решение ходатайствовать о
покупке АТФ через дочку Группы было принято, чтобы повысить шансы на
одобрение сделки. Дело в том, что "Русская рыбная компания" имеет
больший оборот по сравнению с "Русским морем", и если бы проводился
конкурс с условием, что оборот компании должен составлять более 1 млрд
рублей, "Русское море" не смогло бы участвовать в нем.
Cейчас
эти опасения напрасны, так как правительство приняло решение о
проведении аукциона, а не конкурса. Споры о форме проведения сделки
велись уже не первый месяц. Основными оппонентами были Министерство
экономического развития, выступавшее за аукцион, и Росрыболовство,
настаивавшее на конкурсе. По мнению ведомства Андрея Крайнего, конкурс
можно обставить рядом условий для победителей, касающихся в том числе
инвестиций, невывода флота из Архангельска и сохранения социальной
составляющей и рабочих мест. В Росрыболовстве категорически возражали
против продажи АТФ через аукцион. Эта позиция так же высказывалась
трудовым коллективом АТФ и Администрацией Архангельской области, которые
опасались, что такая сделка может привести к массовым увольнениям
сотрудников АТФ.
— В случае аукциона через два года после
покупки новый собственник АТФ выведет флот в Мурманск, что
гораздо рентабельнее с точки зрения промысла и логистики, но тем самым
он отрежет всю "социалку" в виде устаревшего холодильника и
перерабатывающих мощностей, оставив без работы 350 семей. Поэтому для
государства целесообразнее, было бы провести конкурс, по условиях которого
собственник возьмет на себя обременения в виде той инфраструктуры и тех
рабочих мест, которые сейчас находятся в Архангельске, — объясняли свою
позицию в "Росрыболовстве".
Источник в правительстве, близкий
ситуации, прокомментировал выбор аукциона тем, что это более прозрачный
механизм, нежели конкурс. Кроме того он гораздо более выгоден
государству с финансовой точки зрения – на аукционе побеждает тот, кто
предлагает больше денег.
— По-моему удалось достичь
компромиcса, с одной стороны, это аукцион, который действительно может
принести государству максимум прибыли, но с другой, условия по
сохранению флота тоже остается, - говорит собеседник.
- Сейчас
сложилась такая ситуация, что нужно так или иначе приватизировать флот,
поскольку продажа АТФ уже напоминает историю с кошкой, можно по частям
пилить хвост, а можно сразу. Процесс затянулся так сильно, что уже не
является полезным для флота, поэтому считаю решение об аукционе
нормальным, - говорит заместитель главы Росрыболовства Александр
Савельев.
АТФ был основан в 1920 году — это старейший флот на
севере России, он входит в тройку крупнейших рыбодобывающих компаний
cтраны. Сейчас 100% акций ОАО принадлежит государству. В состав АТФ
входит 20 рыболовецких судов, а также береговая инфраструктура — склады,
холодильники, рыбоперерабатывающий завод. Основной вид деятельности —
добыча трески, сельди, скумбрии и мойвы. По данным СПАРК, чистая прибыль
АТФ 2011 году составила 138 млн руб., выручка в 2011 году составила 3,2
млрд рублей.