Казахстан уговаривают купить у России «самолет XXI века»

В октябре между властями Казахстана и России проходили переговоры о планах закупки российской гражданской авиатехники. С российской стороны в переговорах участвовали представители Минпромторга, Минтранса, ОАК, "Вертолетов России", а от казахстанской стороны — Министерство транспорта и коммуникаций, представители авиакомпании "Эйр Астана" и авиакомпании "СКАТ".

По данным источника "Известий " в правительстве, ОАО "ОАК" по итогам переговоров подтвердило готовность подписать контракты на поставку в Казахстан после 2017 года самолетов семейства МС-21. В итоге было решено в будущем провести дополнительные переговоры о проработке поставок российских самолетов на казахстанский рынок.

"Магистральный самолет XXI века" (МС-21), которым занимается корпорация "Иркут" (входит в ОАК) — следующая после Sukhoi Superjet перспективная разработка российского авиапрома. Прототип МС-21, способный перевозить до 180 пассажиров, должен совершить первый полет в 2015 году, на 2017 год запланировано начало поставок самолета.

Представитель АО "Эйр Астана" Жанна Бадаубаева отметила, что ее авиакомпания пока не планирует покупку МС-21. В авиакомпании "СКАТ" на вопрос "Известий" не ответили. В ОАК "Известиям" подтвердили, что делали презентацию МС-21 для казахстанских авиакомпаний, при этом отметили, что о каких-то контрактных обязательствах пока говорить рано.

— Мы, конечно, рассматриваем Казахстан как наших потенциальных заказчиков и продолжим работу с авиаперевозчиками этой страны, — отметили в ОАК. — Презентации МС-21 проходят в разных странах, но именно рынок СНГ, наряду с российским является приоритетным. Поскольку мы новые игроки на рынке гражданской авиационной техники, то, естественно, мы продукт продвигаем поэтапно. Мы хотим, чтобы сначала он зарекомендовал себя на рынке России и СНГ, потом уже мы смотрим на рынки Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, и уже постепенно мы задумываемся о развитых рынках, например европейских стран.

Казахстан может стать вторым зарубежным покупателем МС-21. В 2010 году на авиасалоне в Фарнборо малазийская лизинговая компания Crecom подписала твердый контракт на 50 машин, однако летом этого года появилась информация, что соглашение было переведено в опцион. Таким образом, количество твердых контрактов на МС-21 упало со 163 до 113. Из них, как сообщалось, 85 приходится на заказ "Ростехнологий" (50 из них для "Аэрофлота"), 28 — на российскую компанию "Ильюшин финанс", еще на 72 самолета есть опционы.

Как отметил главный редактор отраслевого портала avia.ru Роман Гусаров, пока проект МС-21 находится на слишком ранней стадии, чтобы говорить о твердом интересе со стороны заказчиков. Кроме того, в подписании контракта именно с казахской стороной может быть и политической подтекст налаживания отношений с соседями. При этом сам проект МС-21 может заинтересовать клиентов и сам по себе, так как он гораздо более перспективный, чем "Сухой Суперджет".

— Если Sukhoi Superjet — это откровенно переходный продукт, то МС-21 можно назвать
революционным для нашего авиапрома, — отметил Гусаров. По словам эксперта, МС-21 представляет собой новое поколение самолетов, в частности, за счет новых материалов. В проекте широко используются так называемые композиционные материалы и новые технологии производства (предполагается, например, использовать бесстапельное производство, также самолет получит композитные крылья). При этом Гусаров отметил, что обозначенный 2017 год может и не оказаться реальным сроком поставки — к примеру, Sukhoi Superjet совершил первый полет на три года позже запланированного.

Гендиректор компании "Аэропорт Инвестментс" Cергей Детенышев отмечает, что принципиально МС-21 — перспективный проект. Однако самолет находится на этапе НИОКР, и в такой ситуации перед покупателем встает вопрос доверия к поставщику самолета.

— Если Boeing продает "бумажный" самолет, то можно быть уверенным, что в случае неудачи вместо этого самолета поставят лучшие на тот момент другие самолеты, они у него уже есть. В отношении нового производителя, который только-только выходит на рынок, государство может что-то гарантировать не в части самолетов, а какие-то непрофильные уступки и гарантии, — отмечает Детенышев.


Читайте полную версию на сайте