Казахстан уговаривают купить у России «самолет XXI века»
По данным источника "Известий " в
правительстве, ОАО "ОАК" по итогам переговоров подтвердило готовность
подписать контракты на поставку в Казахстан после 2017 года самолетов
семейства МС-21. В итоге было решено в будущем провести дополнительные
переговоры о проработке поставок российских самолетов на казахстанский
рынок.
"Магистральный самолет XXI века" (МС-21), которым
занимается корпорация "Иркут" (входит в ОАК) — следующая после Sukhoi
Superjet перспективная разработка российского авиапрома. Прототип МС-21,
способный перевозить до 180 пассажиров, должен совершить первый полет в
2015 году, на 2017 год запланировано начало поставок самолета.
Представитель
АО "Эйр Астана" Жанна Бадаубаева отметила, что ее авиакомпания пока не
планирует покупку МС-21. В авиакомпании "СКАТ" на вопрос "Известий" не
ответили. В ОАК "Известиям" подтвердили, что делали презентацию МС-21
для казахстанских авиакомпаний, при этом отметили, что о каких-то
контрактных обязательствах пока говорить рано.
— Мы, конечно,
рассматриваем Казахстан как наших потенциальных заказчиков и продолжим
работу с авиаперевозчиками этой страны, — отметили в ОАК. — Презентации
МС-21 проходят в разных странах, но именно рынок СНГ, наряду с
российским является приоритетным. Поскольку мы новые игроки на рынке
гражданской авиационной техники, то, естественно, мы продукт продвигаем
поэтапно. Мы хотим, чтобы сначала он зарекомендовал себя на рынке России
и СНГ, потом уже мы смотрим на рынки Юго-Восточной Азии и Латинской
Америки, и уже постепенно мы задумываемся о развитых рынках, например
европейских стран.
Казахстан может стать вторым зарубежным
покупателем МС-21. В 2010 году на авиасалоне в Фарнборо малазийская
лизинговая компания Crecom подписала твердый контракт на 50 машин,
однако летом этого года появилась информация, что соглашение было
переведено в опцион. Таким образом, количество твердых контрактов на
МС-21 упало со 163 до 113. Из них, как сообщалось, 85 приходится на
заказ "Ростехнологий" (50 из них для "Аэрофлота"), 28 — на российскую
компанию "Ильюшин финанс", еще на 72 самолета есть опционы.
Как
отметил главный редактор отраслевого портала avia.ru Роман Гусаров,
пока проект МС-21 находится на слишком ранней стадии, чтобы говорить о
твердом интересе со стороны заказчиков. Кроме того, в подписании
контракта именно с казахской стороной может быть и политической подтекст
налаживания отношений с соседями. При этом сам проект МС-21 может
заинтересовать клиентов и сам по себе, так как он гораздо более
перспективный, чем "Сухой Суперджет".
— Если Sukhoi Superjet — это откровенно переходный продукт, то МС-21 можно назвать
революционным
для нашего авиапрома, — отметил Гусаров. По словам эксперта, МС-21
представляет собой новое поколение самолетов, в частности, за счет новых
материалов. В проекте широко используются так называемые композиционные
материалы и новые технологии производства (предполагается, например,
использовать бесстапельное производство, также самолет получит
композитные крылья). При этом Гусаров отметил, что обозначенный 2017 год
может и не оказаться реальным сроком поставки — к примеру, Sukhoi
Superjet совершил первый полет на три года позже запланированного.
Гендиректор
компании "Аэропорт Инвестментс" Cергей Детенышев отмечает, что
принципиально МС-21 — перспективный проект. Однако самолет находится на
этапе НИОКР, и в такой ситуации перед покупателем встает вопрос доверия к
поставщику самолета.
— Если Boeing продает "бумажный"
самолет, то можно быть уверенным, что в случае неудачи вместо этого
самолета поставят лучшие на тот момент другие самолеты, они у него уже
есть. В отношении нового производителя, который только-только выходит на
рынок, государство может что-то гарантировать не в части самолетов, а
какие-то непрофильные уступки и гарантии, — отмечает Детенышев.