Жуковский: правительство Медведева готово кредитовать США, но не помогать своему населению

nakanune.ru  высказался об ответе Суркова на инициативу депутатов.

Правительство РФ официально отказалось пойти навстречу думской оппозиции (прежде всего КПРФ и Справедливой России) и снизить предельно допустимую величину расходов домашних хозяйств на оплату жилья и услуг ЖКХ с сегодняшних 22% до 10%, что позволило бы оказать поддержку малоимущим слоям населения и вывести из беспробудной нищеты миллионы россиян за счёт расширения численности граждан, получающих адресные целевые субсидии. 

Именно такой комментарий отправлен в ответ на законопроект, подготовленный четырьмя депутатами Государственной Думы от "Справедливой России". В ответ на запрос со стороны депутатов Госдумы пришла обыкновенная отписка за подписью вице-премьера Владислава Суркова.

Не сказав ни слова о том, что у 70% домашних хозяйств структура потребительской корзины отвечает пороговым требованиям нищеты и бедности экономически развитых стран (свыше 60% приходится на оплату ЖКХ, транспорта и продукты питания), он указал, что решения о максимально допустимой величине расходов российских семей на оплату услуг ЖКХ и транспорта могут принимать исключительно региональные власти. Якобы правительство даже при всём своём желании (которого, надо полагать, как не было, так и не наблюдается) не может давать распоряжения, которые могли бы привести к расшатыванию бюджетов регионов и увеличению их расходной части.

Напомним, что в настоящий момент, согласно федеральному стандарту, на помощь по оплате услуг ЖКХ могут претендовать лишь те семьи, у которых на долю затрат по уплате ЖКХ приходится свыше 22% совокупного дохода семьи. В регионах данный показатель варьируется: в Москве благодаря созданной ещё при Юрии Лужкове системе социальной поддержки населения данный норматив составлял 10%. В Астраханской области норматив достигает 15%, в Приморском крае – 22%. Притом что субсидии положены только на определенные нормативы площади квартиры.

Более того, Сурков вообще открыто решил снять всякую ответственность с правительства и потребовал от авторов законопроекта указать, каким образом Минфин и региональные власти собираются профинансировать свои инициативы. Его заинтересовало то, каким образом депутаты собираются изыскать необходимые для такого манёвра финансовые ресурсы. Притом что изыскать средства необходимо в рамках уже утверждённого бюджета без изменения уже существующих бюджетных проектировок и смет затрат.

Сурков, известный своими симпатиями к "рыночным фундаменталистам", даже не стал слушать о неиспользуемых средствах правительства (7,2 трлн рублей) и колоссальном потенциале изыскания дополнительных 70% доходов бюджета только за счёт повышения уровня собираемости налогов с сегодняшних 70% до среднеевропейских 85% и ограничения коррупции и разворовывания бюджетных средств (3,5-5 трлн рублей). А также введения прогрессивной шкалы налогообложения (1-1,2 трлн рублей), отказа от коррупциогенных "олимпийских строек", ограничения незаконного вывоза капитала (1,2 трлн рублей) и увеличения налоговой нагрузки на ненефтегазовые сырьевые монополии (1-1,2 трлн рублей).

Отметим, что в июне текущего года с аналогичным предложением о снижении предельно допустимого норматива расходов (только по части ЖКХ) выступила Федеральная служба по тарифам. Тогда глава ФСТ Сергей Новико заявил, что предложения ведомства направлялись в правительство и профильные министерства – Минрегион, Минтруд, Минэкономразвития и Минфин. Однако никакой внятной реакции не последовало, а вместо аргументированного ответа ведомство получило очередную "отписку" с расплывчатыми формулировками.

В середине лета эксперты ФТС и независимые экономисты оценивали дополнительные расходы федерального правительства от понижения норматива расходов на ЖКХ в 55-56 млрд рублей ежегодно. Именно такая цифра содержалась в пояснительной записке к законопроекту, и именно эта сумма стала камнем преткновения для российских бюрократов.

55 млрд рублей хоть и могут показаться значительной суммой для рядового обывателя, однако по меркам российского бюджета и экономики в целом являются просто сущим пустяком, близким к статистической погрешности. В рамках федерального бюджета на 2012 год 55 млрд рублей, которых было бы достаточно, чтобы оказать поддержку малоимущим слоям населения, составляют менее 0,4% его расходной части. А в сравнении с ВВП и вовсе выглядят сущим пустяком – менее 0,08% ВВП России в 2011 году.

В связи со стабильно высокими ценами на нефть (свыше 112 долларов за баррель смеси Brent в среднем в 2012 году) российский бюджет захлёбывается от притока нефтедолларов, неиспользуемый остаток средств Минфина на счетах в Банке России и коммерческих банках достигает 7,2 трлн рублей (практически 60% расходной ведомости федерального бюджета в текущем году), а нефтегазовые гиганты и госбанки отчитываются о рекордных прибылях и не знают, куда деть дивиденды.

Более того, даже несмотря на прогнозировавшийся дефицит бюджета в текущем году, наблюдается колоссальный приток избыточных нефтедолларов – по итогам первых 11-ти месяцев текущего года профицит федерального бюджета превысил 1,4% ВВП (или 788,7 млрд рублей). Однако даже в этой ситуации, когда государственный бюджет распухает от притока валютной выручки, российские чиновники продолжают реализовывать политику "социального геноцида", наращивая масштабы воровства и рассуждая о "необходимости жить по средствам" и "затянуть пояса". Они с редким упорством продолжают кредитовать бюджетные дефициты и модернизацию в США и ЕС под 1,5-2%, вынуждая отечественную промышленность и банки занимать российские же ресурсы, предварительно прокрученные в финансовой системе стратегических конкурентов, под 7-8% годовых.

Только на этих "ножницах процентов" российская экономика теряет порядка 30 млрд долларов ежегодно. А по официальным данным Банка России, в одном только 2011 году отрицательное сальдо инвестиционных доходов, отражающее платежи по уплате процентов, дивидендов, ренты и прочих доходов на капитал, превысили 50 млрд долларов. Что превышает суммарные расходы федерального бюджета на науку, образование, здравоохранение, спорт, культуру и изношенное на 80-85% ЖКХ. Всего же за последнее десятилетие только по этому каналу чистые потери российской экономики превысили 303 млрд долларов или совокупный федеральный бюджет России в 2011 году.

При этом правительство с редким цинизмом отказывается помочь наименее социально обеспеченным россиянам, загнанным в беспробудную нищету и социальную яму, не желая выделить 55 млрд рублей (менее 5% чистой прибыли "национального достояния" Газпрома в 2011г) на уплату ЖКХ. Всего же речь идёт как минимум о 40-50% россиян (или 60-70 млн человек) с доходами менее 15 тыс. рублей, у которых в структуре потребительских расходов, согласно крайне политкорректным оценкам Росстата, свыше 20% приходится на оплату услуг ЖКХ и транспорта.

Все это очень сильно напоминает ситуацию с нищетой, с которой российские чиновники на словах борются уже второе десятилетие. Для того, чтобы раз и навсегда решить проблему нищеты, то есть поднять уровень оплаты труда россиян хотя бы до официального прожиточного минимума в размере 6385 рублей (пуская и заниженного в 2-2,5 раза относительно своей реальной величины), требуется не более 600 млрд рублей ежегодно.

Это позволило бы вывести практически 12,5% россиян (или 17,7 млн человек) из состояния кромешной нищеты, несовместимой даже с элементарным физиологическим выживанием. Однако вместо этого мы видим "олимпийские стройки", разворовывание государственного заказа (свыше трети которого вообще размещается на неконкурентной основе) и, как ёмко выразился вице-премьер Аркадий Дворкович, поддержание на плаву американской экономики за наш счет.



Читайте полную версию на сайте