Владимир Милов: «Вместе с природным газом в Алтайский край приходит и новая головная боль – сверхвысокие цены на него»
Недавно власти Алтайского края порадовали жителей заявлениями о разработке программы газификации края на 2013-2015 годы, которая должна позволить довести природный газ до тех алтайских городов и районов, которые пока не были газифицированы (Рубцовск, Змеиногорск, Славгород и другие южные и юго-западные районы). Год назад во время визита на Алтай Дмитрий Медведев пообещал довести уровень газификации края до более 81% и провести голубое топливо в 59 районов. Многие в Алтайском крае с нетерпением ждут прихода природного газа, готовятся к переводу на газ угольных и мазутных котельных.
Однако не все так просто. Вместе с природным газом в регион приходит и новая головная боль – дороговизна цен на него. Такими темпами, которыми в последние годы повышаются цены на природный газ в России, этот вид топлива становится чересчур дорогим, ставя в принципе вопрос о том, нужна ли россиянам такая газификация, которую осуществляет "Газпром".
28 мая 2007 года российским правительством было принято печально известное постановление №333 – о поэтапном доведении внутренних цен на газ до европейского уровня. В целесообразности такого решения есть большие сомнения. Европейские цены формируются на рынке, чрезвычайно сильно зависимом от импорта газа – в то время как Россия является крупнейшим в мире производителем природного газа, у нас расположена треть его мировых запасов. По расчетам ряда специалистов (например, Центрального экономико-математического института), создание в России конкурентного рынка газа могло бы сбалансировать цены и оставить их на относительно умеренном уровне. Например, в США, где рынок природного газа высоко конкурентен, оптовые цены на газ в последние годы колебались в коридоре 100-150 долларов за 1000 кубометров, тогда как в Европе, к которой привязаны наши цены, они доходят до 400-500 долларов.
Однако все эти годы программа доведения цен на газ для российских потребителей исполнялась правительством неукоснительно – в этом году повышение было отложено до окончания выборов, но с лета цены на газ все равно были повышены на 15%. Особенно страдают потребители регионов, достаточно удаленных от мест добычи газа. Например, приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ) от 4 мая 2012 г. № 89-э/2 коридор оптовых цен на газ для Алтайского края установлен от 114 до 125 долларов (от 3604 до 3964 рублей) за тысячу кубометров. Это не предел: ценовой "ориентир", на который равняется ФСТ исходя из привязки к европейским ценам, как следует из данных Интернет-сайта этой службы, составляет 7400 (!) рублей, или более 230 долларов за тысячу кубометров.
Долгожданный перевод электростанций и котельных с угля на газ в таких условиях становится нерентабельным: оптовые цены на уголь сегодня находятся в пределах полутора тысяч рублей за тонну. А между тем, есть еще и другие надбавки к цене. Например, плата за газораспределительные услуги "Алтайгазпрома" составляет сегодня 700-800 рублей за тысячу кубометров и будет только расти. Реальная цена газа для потребителей Алтайского края, таким образом, приближается к 5 тысячам рублей за тысячу кубометров. Добавьте к этому плату за подключение к газовым сетям, которая может составлять десятки и даже сотни тысяч рублей.
Пока мы "догоняем и перегоняем Америку" по уровню цен на газ, "Газпром" продолжает инвестировать миллиарды в сомнительные трубопроводные проекты и покупать футбольные клубы. Растущие цены на газ тянут за собой вверх стоимость электроэнергии, тепла, услуг водоснабжения (где ключевая составляющая издержек – та же электроэнергия).
Нужен ли нам сверхдорогой газ? По таким расценкам – сомнительно, что его приход в регион станет облегчением для жителей Алтайского края. Можно ли исправить ситуацию? Конечно, можно. Нужно отменить программу доведения внутренних цен на газ до европейского уровня, выполняемую сегодня Правительством России. Нужно демонополизировать "Газпром", создать на его базе независимые газодобывающие компании, развивать конкуренцию между ними. Обратите внимание – на рынке сотовой связи, услугами которого ежедневно пользуется большинство из нас, цены в последние годы устойчиво снижались, хотя в этой отрасли большинство технологий и оборудования – импортные. Зато там есть конкуренция. В газовой отрасли у нас конкуренции нет, поэтому цены лишь растут и растут, хотя у России самые богатые запасы газа в мире.
Так что газификация – это хорошо, но если не сделать газовый рынок конкурентным и продолжать потакать монопольным аппетитам "Газпрома", она может выйти себе дороже.
Справка "ПОЛИТСИБРУ"
Владимир Станиславович Милов (18 июня 1972, Кемерово) - российский политический деятель, публицист. Работал в правительственных структурах, занимаясь вопросами стратегии развития энергетического сектора. В декабре 2001 г. был назначен советником, а затем заместителем министра энергетики России. После ухода из правительства возглавил созданный им независимый аналитический экспертный центр - Институт энергетической политики, в последующие годы ведущий независимый исследовательский центр в стране по проблемам энергетики.
Автор аналитических материалов, концептуальных докладов и публикаций по проблемам энергетической политики и развития инфраструктуры в России. Соавтор государственных программ реформирования газовой отрасли, электроэнергетики, железнодорожного транспорта России. Автор проекта реформы "Газпрома". В 2002 году руководил межведомственной рабочей группой по разработке Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Принимал участие в разработке российского законодательства об электроэнергетике, регулировании и налогообложении энергетического сектора, о недрах.
С февраля 2010 г. – лидер общественного движения "Демократический выбор", зарегистрированного в октябре 2010 года в качестве общественной организации. В мае 2012 года избран председателем политической партии "Демократический выбор". Публицист и автор регулярных статей в изданиях "Ведомости", Газета.Ру, Forbes Russia.