В России приостановлены работы над гиперзвуковым самолетом
Российский
проект ГЭЛА (гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат), он
же ракета Х-90 машиностроительного конструкторского бюро (МКБ) "Радуга" в
подмосковной Дубне, остановлен на неопределенное время.
Информированный
источник в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), который
проводил исследовательские работы на аэродинамических трубах в рамках
проекта ГЭЛА, сообщил "Известиям" , что первые пуски Х-90 планировались в
августе нынешнего года на полигоне 929-го государственного
летно-исследовательского центра в Ахтубинске под Астраханью.
—
Пока известно, что работы остановлены до 2014 года. А вообще у нас
продувки Х-90 в трубах прекратились еще в 2010 году, и два последующих
года велись только теоретические расчеты, — добавил собеседник.
Он
предположил, что на "Радуге" не решили проблему с прямоточным
турбореактивным двигателем, который необходим, чтобы летательный аппарат
развил гиперзвуковую скорость.
В самом МКБ "Известиям"
рассказали, что ГЭЛА "неактуален уже 10 лет" и "каких-либо опытных
экземпляров там не производится". Ни о каких экспериментальных полетах
КБ не знает.
— Возможно, коллеги из ЦАГИ говорят о формальном
решении, потому что закрытие проекта — это уже свершившийся факт. Мы не
работаем с ним уже 10 лет, — сказал он.
В 1990-е годы Россия
отказалась от похожей разработки "Клипер". Имелась такая же, как в ГЭЛА,
масса нерешаемых технических проблем: теплоизоляция корпуса на
сверхвысоких скоростях, форма воздухозаборника, работа двигателя. В
частности, чтобы такой самолет летел на гиперзвуке, реактивная струя в
двигателе должна иметь скорость от 5 Маха, иначе произойдет резкая
потеря мощности.
В одно время с "Клипером" была закрыта
программа "Север" — гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный
двигатель со сверхзвуковым горением. Самолет с таким двигателем имел бы
радиус разворота в десятки километров и практически не мог
маневрировать. Кроме того, перегрузки пилотов становились смертельными.
—
Среди гиперзвуковых аппаратов успешными оказались только американские
эксперименты Х-15, Х-43, Х-51. Один из них испытывался как пилотируемый.
Но все они заатмосферные, а в воздухе маневрирование на гиперзвуковых
скоростях на современном уровне развития техники невозможно, —
подчеркнул источник в ОПК.
Он заявил, что сейчас нерешаемой
проблемой остается двигатель, не только стабильно поддерживающий работу в
сверхзвуковом режиме, но и способный перейти на гиперзвук.
—
Никому в мире, в том числе американцам, не удалось добиться таких
режимов работы двигателя. Да и крейсерскую скорость быстрее звука сейчас
имеют только российские МиГ-31 и американские F-22, — подчеркнул он.
По
его словам, необходимость в гиперзвуковых управляемых полетах в
атмосфере так и не обоснована. Источник заметил, что США прекратили
такие проекты еще в 1970 годы и сконцентрировались на планирующих
низкоорбитальных самолетах, которые летают выше атмосферы. Правда,
неясно, чем их считать — гиперзвуковыми самолетами или космическими
кораблями.
В сентябре 2012 года вице-премьер по обороне
Дмитрий Рогозин анонсировал создание "суперхолдинга по гиперзвуку" на
базе предприятий "Тактическое ракетное вооружение" и
научно-производственного объединения "Машиностроение". Рогозин тогда
выразил уверенность, что двум "мощнейшим коллективам по плечу решение
таких задач, как гиперзвук".