ГЛОНАСС на российских самолетах оказался бесполезным
— На большинстве
отечественных воздушных судов, оснащенных аппаратурой спутниковой
навигации ГЛОНАСС/GPS, не имеющих цифрового пилотажно-навигационного
комплекса, аппаратура спутниковой навигации не взаимодействует с
бортовым навигационным комплексом, поэтому автоматическое
самолетовождение по сигналам ГЛОНАСС/GPS не обеспечивается, а также не
обеспечивается соответствие большинству типов навигационных
характеристик PBN (навигация на основе эксплуатационных характеристик), —
пишет Нерадько.
Согласно приказу Минтранса от 13.02.12,
отечественные гражданские воздушные суда (как самолеты, так и вертолеты)
взлетной массой более 495 кг, используемые для коммерческих перевозок,
должны быть оснащены оборудованием ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS до 1 января
2015 года, взлетной массой 5700 кг и более — до 1 января 2016 года.
Воздушные суда иностранного производства должны быть оборудованны
аппаратурой ГЛОНАСС к январю 2017 года (от 495 кг), и до начала 2018
года те, чья масса превышает 5,7 т.
По данным Росавиации, на
начало ноября этого года из 1885 отечественных воздушных судов,
находящихся в эксплуатации, аппаратурой ГЛОНАСС/GPS было оснащено 530.
Стоимость прибора, необходимого к установке, составляет примерно 1 млн
рублей.
— Для крупных авиакомпаний 1 млн рублей, возможно,
незначительная сумма, но для небольших перевозчиков — это серьезные
деньги. Остаточная стоимость их судна может быть сопоставима со
стоимостью одного прибора, — констатирует руководитель аналитической
службы Агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. — Авиация, в данном случае,
стала заложником этого политического решения, потому что для
значительного количества воздушных судов никакой практической пользы
установка ГЛОНАСС не несет. Тут была определенная кампанейщина — раз
есть у нас своя национальная система навигации, то ее обязательно нужно
пристроить на все виды транспорта.
Тем не менее российские
экспалуатанты особо не протестовали против обязательного оснащения
ГЛОНАСС-оборудованием. Единственный, чьи выступления на данный счет
прозвучали акцентированно, — глава Национальной ассоциации деловой
авиации Леонид Кошелев. Он утверждает, что идея поставить
ГЛОНАСС-оборудование на уже находящиеся в эксплуатации бизнес-джеты —
абсолютно безумная затея, способствующая лишь тому, чтобы все
авиакомпании регистрировали борта в зарубежных юрисдикциях.
—
Без выданного производителем самолета дополнения к сертификату вы даже
кофеварку на борту не имеете права поставить. Однако никакое
ГЛОНАСС-оборудование одобрения от зарубежных авиационных властей пока не
получило. Помимо прямых финансовых затрат установка оборудования
ГЛОНАСС требует вывода бизнес-джета из эксплуатации примерно на месяц.
При этом эксплуатантам никто не объясняет, зачем нужно ставить ГЛОНАСС
на их самолет, просто спустили сверху разнарядку, — говорит Кошелев.
Воздушные
суда — далеко не единственная категория транспорта, подлежащая
оснащению ГЛОНАСС-оборудованием. С 1 января следующего года весь
пассажирский транспорт, кроме легковых автомобилей, должен быть оснащен
аппаратно-программными устройствами, определяющими местоположение и
передающими информацию органам Ространснадзора. В те же сроки, то же
оборудование должны установить грузовые транспортные средства,
перевозящие опасные грузы. Для легковых такси установлен срок 1 января
2014 года.