Рождаемость в России выросла. Благодаря мигрантам и вопреки властям
Но – вот он, истинно русский феномен: никакая мода, никакие тренды на "благополучную бездетность" так и не смогли, как оказалось, повлиять (по крайней мере, существенно) на некий очень важный ориентир продолжения рода. Многодетные семьи в России сегодня все же не назовешь экзотикой (если не брать в расчет действительно редкие случаи, когда в одной семье воспитывается от десяти детей), хотя по стандартам дореволюционной России три-четыре ребенка в семье – это еще явно не повод именоваться родителями-героями. Тогда ведь "семеро по лавкам" было такой обыденностью…
Но что же произошло? Почему то, что сто лет тому назад считалось абсолютной нормой, теперь становится поводом для публикаций в прессе и пересудов – порой не всегда комплиментарных для многодетных мам и пап? Не было ведь в Российской империи никаких "сертификатов", да и в СССР, хотя многодетность уже стала мериться по облегченным критериям, ни о каком "подкупе" говорить не приходилось. Не потому ли, что до революции семьи все больше питала вера (Бог дал дитя – даст и прокормить), а в атеистические годы каждая мать могла надеяться, что уже государство даст ее чаду плодородную почву – бесплатное образование, кружки и секции?
Сегодня многодетность – подвиг, совершаемый вопреки всему и вся. Но именно они – семьи, где "семеро по лавкам", – и дали эту обнадеживающую (относительно прошлых лет) статистику: 790 человек естественного прироста за десять месяцев 2012 года с показателями увеличения рождаемости в 80 регионах и снижения смертности в 64. Почему "вопреки"? Потому что как-то не припоминаются случаи рекламы многодетности. Нет, о важности этого говорят большие люди с высоких трибун, говорят вдохновенно и красиво. У них есть козырь – тот самый сертификат, денежный эквивалент которого растет год от года. Откровенно говоря, это все же очень сомнительная замена былым социальным гарантиям. Это, по сути, откуп, пусть и солидными деньгами. Вы родили еще ребеночка? О'кей! Вот вам деньги (не сразу, впрочем), и… с нас, с государства, на этом все. Вырастить ребенка достойным гражданином, воплотить в нем свою мечту, свой идеал – это, извините, стоит денег. Хочешь вырастить спортсмена? Отдавай в хорошую (и дорогую!) спортивную секцию. Хочешь вырастить светило науки? Нанимай репетиторов: наша школа его только на ЕГЭ натаскает, чтобы в вуз худо-бедно поступил. А что? Тебе дали сертификат? Вперед, товарищ родитель. А деньги кончатся – не обессудь. Ты нам сделал хорошую статистику, с тебя довольно.
Это – горькая правда, но есть и правда другая: не переведутся на Руси те мамы и папы, которые будут просто счастливы испытывать радость материнства и отцовства, даже невзирая на все трудности, невзгоды и косые взгляды соседей. Это – нравственное чувство, которое не измерить родовыми сертификатами; оно жило, живет и будет жить само по себе, благодушно разрешая чиновникам радостно отчитываться о "преодолении негативных тенденций". Этим и останемся сильны, а там, глядишь, у кого-то и совесть проснется.
В беседе с обозревателем KM.RU директор Института демографических исследований, главный редактор портала demographia.ru Игорь Белобородов не разделил оптимизма чиновников Минтруда:
– Как-то странно эта тенденция выглядит на фоне того, что первое полугодие у нас было депопуляционным, население у нас вымирало, сокращалось. Сводки за первые кварталы напоминали скорее известия с поля битвы. Так, за январь-июль этого года нас стало меньше на 50 с чем-то тысяч. Если мы возьмем регионы, образующие ядро российской государственности, – Тверскую, Владимирскую, Воронежскую области и так далее, то за период с января по сентябрь мы получим чистую убыль населения на 94 000 человек. И вдруг за январь-октябрь у нас появляется прирост населения на 800 человек! Откуда же тогда прирост населения?
Наверное, проливает свет на эту картину тот факт, что около 30% всех родов в столичных роддомах приходится на счет мигрантов. И если посмотреть на школьные классы, то мы видим совсем иной этнический портрет, нежели тот, что был хотя бы лет 20 тому назад. Но тогда правильнее было бы говорить не о приросте, а о замещении одного населения другим. И победным реляциям тут совсем не место: наоборот, следует признать несостоятельность министерства, ответственного за вопросы демографии, и поставить ему жирную двойку. Я прекрасно представляю, что за люди занимаются этим вопросом, и совершенно ответственно могу сказать, что при таком качестве государственного управления, при том идеологическом состоянии в головах у этих людей у нас не будет никаких улучшений.
В ближайшие три-четыре года мы ощутим серьезный демографический провал. Сейчас мы еще более-менее держимся на плаву за счет того, что убыль идет не так быстро. Сейчас имеет место относительно благополучная возрастная структура: родившиеся еще в середине-конце 80-х сейчас вступают в брак, рожают детей. Причем, в отличие от предыдущих поколений, средний возраст вступления в брак сегодня увеличен, и еще за счет этого у нас наблюдается отложенный по времени положительный эффект. Но он уже на исходе, мы миновали гребень демографической волны, теперь она идет на спад. И что будет говорить потом министр Топилин – очень интересно. К сожалению, сроки пребывания министров у власти редко позволяют гражданам с них впоследствии спросить, и потому они могут смело бросаться словами, создавать иллюзию успешной деятельности там, где никакого их участия не было и даже не предполагалось.
Если посмотреть на общую картину, то у нас в России полностью себя воспроизводят только три-четыре региона: Чечня, Республика Тыва, Республика Алтай и, по некоторым данным, Ингушетия (в какие-то годы она попадает в эту группу, в какие-то – нет). Это ли можно считать положительным результатом деятельности соответствующего министерства?
Задачу улучшения демографии должны решать совершенно другие люди, которые призывают не к миграции в миллионных масштабах, а видят основным приоритетом государственной политики по спасению нашей демографической ситуации возрождение традиционной семьи. Только на этой базе можно долгосрочно выстраивать какую-то серьезную работу в сфере демографии: это признано во всем мире.