Развитию России мешают плохие дороги

Неудовлетворительное состояние дорожной сети в России сводит на "нет" все усилия правительства по улучшению инвестиционного климата в стране. По словам министра экономического развития РФ, состояние автодорог в стране может на 100% обесценить все попытки привлечь инвесторов.

Об этом заявил министр экономического развития РФ Андрей Белоусов, отвечая на выступление губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, который отметил, что основной проблемой в привлечении инвестиций в России является неразвитость инфраструктуры, в первую очередь, транспортной. "Я абсолютно согласен с тем, что сказал Анатолий Дмитриевич. У нас сегодня и завтра состояние дорог со 100-процентной вероятностью будет обесценивать все усилия наши по улучшению инвестиционного климата", - сказал Белоусов. Его слова цитирует "АвтоВестиРу ".

"У нас уже есть реальные отказы от инвестиционных проектов по пищевой промышленности из-за того, что нельзя довести продукты питания в срок до места потребления", - заявил министр, приведя статистику. В Советское время в эксплуатацию ежегодно сдавали по 10-12 тысяч автомобильных дорог общего пользования, в 90-е годы этот показатель сократился до 6-7 тысяч. А сегодня и вовсе составляет 2 тысячи автодорог в год.
Более того, по словам министра, дорожные фонды, которые должны были решить проблему финансирования дорожного строительства, не только не улучшили ситуации, но скорее усугубили ее. После возобновления деятельности фондов возник вопрос их наполнения, которое зависит, в том числе, от акцизов на бензин. А акцизы, в свою очередь, со временем будут только сокращаться. Ведь Россия постепенно переходит на более качественный бензин, акцизы на который были снижены ради мотивации нефтяных компаний выпускать хорошее топливо. "То есть в зависимости от повышения качества бензина финансовые источники дорожных фондов будут сокращаться", - пояснил Белоусов.

Помимо наполнения фондов существует проблема нормативного ремонта автомобильных дорог. "Но ремонт дороги не обеспечивает повышение ее пропускной способности… а в результате финансирование новых дорог фактически сузилось", - заявил министр.

Решать вопросы Белоусов предложил за счет нефтегазовых денег из бюджета, средств резервного фонда. По его мнению, финансирование дорожного строительства надо увеличить с 3 до 4,5% ВВП. Однако бюджет, обремененный долгосрочными обязательствами, не позволяет этого сделать. Белоусов предложил вложить в дороги часть нефтедоходов, которые идут в резервный фонд, - наполнять его не до 7% ВПП, как того требует бюджетное правило, а до 5%. "С точки зрения рисков для бюджетной системы что 7%, что 5% - совершенно одно и то же. Но за счет этих 2% ВВП можно сократить долгострой и расшить узкие места в инфраструктуре", - цитируют министра "Ведомости".

"Это единственная форма создания строительства дорог", - считает глава министерства, отмечая, что другие источники финансирования очень ограничены в связи с низкой окупаемостью таких проектов.

В противном случае правительству не удастся привлекать инвесторов, считает Белоусов. "Основная часть грузов, связанных с развитием инвестиционных проектов, идет по автомобильным дорогам… Железные дороги перевозят, по большому счету, порядка 10 основных продуктов", - прокомментировал чиновник.

Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев и калужский губернатор Анатолий Артамонов парировали тем, что в нашей стране экономическая целесообразность грузоперевозок железнодорожным транспортом начинается от 1200 км, тогда как в Германии, например, по железной дороге грузы начинают возить с расстояния в 3,5 км. "Именно поэтому мы возим только 10 товаров, а еду, например, не возим по железным дорогам", - отметил Гуриев.

По данным издания, Россия занимает 100-е место (из 142) в рейтинге конкурентоспособности экономик Всемирного экономического форума. По качеству дорог наша страна находится на 130-м месте.


Читайте полную версию на сайте