Судан предлагает России нефть и золото

Более 10 совместных проектов привезла в Москву высокопоставленная делегация из Судана. Полтора года назад при посредничестве России Судан провел референдум, в результате которого страна мирно разделилась на две новые — Судан и Южный Судан. Южному Судану достались почти все разведанные запасы нефти. Хартуму же потребовалось найти новые источники пополнения казны, и он обратился с этим к Москве.

— Мы заинтересованы в приходе России в Судан, и мы здесь, чтобы обсудить конкретные детали сотрудничества, — сказал "Известиям " помощник президента Нафи Али Нафи. — У нас есть природные ресурсы, а у вас — современные технологии добычи и переработки. В частности, мы бы очень хотели видеть российские компании в нефтяном секторе, где сейчас работают добытчики из Китая, Малайзии, Индии и других стран.

По словам помощника президента, в настоящее время в Судане добывается более 90 тыс. баррелей нефти в день. В планах Хартума — уже в будущем году выйти на уровень порядка 180 тыс. баррелей за сутки. Но для этого нужны геологи.

— Пока оценено всего около 20% суданских нефтяных месторождений, — рассказал председатель Российско-Суданского делового совета при Торгово-промышленной палате Николай Эверстов. — Хартум хочет разведать больше и будет привлекать российские компании, например "Зарубежгеологию", "Зарубежнефть".

Кстати, в Хартуме уже открыто представительство Российско-Суданского делового совета, его цель - сопровождение совместных проектов и помощь российским компаниям в Судане.

По словам Нафи Али Нафи, в ходе нынешнего визита в Москву будут подписаны соглашения о сотрудничестве, после чего рабочие группы займутся детальной проработкой российско-суданского сотрудничества. Оно будет касаться и металлов, в первую очередь золота.

— По всему Судану уже разведано порядка 160 золотых месторождений, добычей золота в Судане занимаются Эмираты, Саудовская Аравия, Китай, Турция, но только не российские компании, — рассказал министр полезных ископаемых Судана Камал Абдуллатиф. — Мы предлагаем российской стороне разведывать и добывать золото на условиях концессии. 25% от добычи берет себе государство, 75% остается компании. Что немаловажно, наши обогатительные возможности по мощности на втором месте в Африке.

— Зондирование металлов российские компании могут проводить уже на глубине 5 тыс. м под землей, тогда как большинство других — не глубже 4–4,5 тыс. м, — объясняет технические преимущества сотрудничества с Россией министр по инвестициям Судана Мустафа Исмаил.

России предлагают сотрудничество и в инфраструктурных проектах. В том числе — участие в строительстве панафриканской железной дороги Дакар – Порт-Судан, призванной соединить Атлантический и Индийский океаны. Из не столь грандиозного, но  поэтому и легче осуществимого — создание железнодорожных веток внутри самого Судана. Стоимость одной ветки — $700–800 млн. Открывающимися возможностями уже заинтересовалась РЖД.

Хотя Судан приглашает российские компании для совместной работы, деньги на эти проекты могут быть выделены третьей стороной. В частности, речь идет об Исламском банке развития, средствах государств Персидского залива. Хотя ждут суданцы и российские инвестиции. В частности, по словам министра по инвестициям Мустафы Исмаила, Газпромбанку суданцы уже предложили открыть филиал в Хартуме, "чтобы было удобно перечислять деньги".

— Действующий в Судане закон об инвестициях эксперты Всемирного банка признали одним из самых эффективных в Африке, — напоминает министр. — Инвестиции надолго освобождаются от налогов, земля предоставляется бесплатно или по символической цене. Угрозы национализации нет.


Читайте полную версию на сайте