Олег Ведутов: Несмешная реформа ЖКХ
ИА REGNUM написал статью "Несмешная реформа ЖКХ". Предлагаем читателям ИА "Амител" с ней ознакомиться.
Тема ЖКХ всегда была для России болезненной. Даже в гиперлиберальных началах 2000х в КВН была шутка "Придумал частушку про ЖКХ! -Какую? - Ах реформа ЖКХ, ах реформа ЖКХ! Жека, Жека, ха-ха-ха! (после чего второй хмурится и сурово спрашивает спевшего) - Диссидентствуешь?"
В России опять дорожает ЖКХ. И вот это уже не смешно. По стране люди стали платить больше примерно на 20 процентов. Регионы - рекордсмены повышения: Ямало-Ненецкий АО, жители которого по сравнению с июнем стали платить за ЖКХ на 47,05% больше; Чувашская республика - 41,32%; Приморский край - 34,96%; Ульяновская область - 30,37%; республика Карачаево-Черкесия - 27,5%; Ставропольский край - 25,41%; Нижегородская область - 25%. Еще в 20 регионах коммунальные платежи выросли более чем на 15%.
То, что с ЖКХ и "неоднозначной" практикой формирования тарифов в энергетике надо срочно что-то делать было понятно всем уже давно. Инициативу на себя взяла Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности". Ее председатель Игорь Сечин предложил объединить энергетическую систему страны и создать Национальную сетевую компанию (НСК) путем объединения электросетевых холдингов "ФСК ЕЭС" (сети высокого напряжения) и "МРСК" (региональные распределительные сети "к потребителям"). Логика была понятна - генерирующие мощности могут находиться в разных руках, но сетевое хозяйство должно быть единым. Выпадение хотя бы одного конфликтного звена из цепи рушит всю цепь. А на стыках разных хозяйствующих субъектов и рождается рост цен для конечных потребителей.
В итоге должна получиться одна из крупнейших в мире сетевых компаний. Также Сечин предлагал передать "Роснефтегазу" крупные пакеты акций гигантов гидрогенерации - "РусГидро" и "ИНТЕР РАО". Компаниям нужны деньги на инвестпроекты - объединение генерирующих мощностей Восточной Сибири и Дальнего Востока, участие в строительстве ГЭС в Киргизии. "Роснефтегаз" должен полученные активы, страдающие от недостатка инвестиций, "докапитализировать", т.е. обеспечить инвестициями.
Конечная цель всех этих предложений еще и в том, чтобы сосредоточить под прямым управлением государства основные энергетические активы страны - главные доноры федерального бюджета и стратегический фактор влияния на развитие отраслевых и региональных экономик России. Кто сидит на рубильнике - тот и диктует политику и экономику в регионе. Этим предложением конечно дезавуируется реформа Чубайса, но пожалуй это не то, о чем можно жалеть. Я недавно был в Амурской области, и поразился такой странности - регион производит невероятное количество энергии - там находятся мощнейшие ГЭС, и в то же время, тарифы на ЖКХ одни из самых дорогих в стране. Мне объяснили, что вся эта энергия продается в Китай, не питая здесь практически ничего, а недостающую энергию приходится покупать втридорога.
Предложение Сечина неожиданно подверглось резкой критике со стороны вице-премьера Аркадия Дворковича. Он написал целое письмо президенту РФ Путину, где раскритиковал идеи Сечина. Дворкович предлагал совсем другое - как можно скорее продать все крупные и ценные энергоактивы, чтобы демонополизировать экономику и снизить в ней участие государства. То есть, во-первых, энергетические доходы перестанут поступать в казну, а во-вторых, на рубильниках могут завестись новые Березовские и Абрамовичи.
Продать акции "Иркутскэнерго" напрямую РусГидро, которой они нужны для консолидации энергоактивов Восточной Сибири. Деньги на это РусГидро получит от эмиссии акций, которые выкупит государство. Акции ИНТЕР РАО, находящиеся на балансе РусГидро, - продать "Роснефтегазу". Последний получит долю в ИНТЕР РАО, которую он давно добивается, ИНТЕР РАО - источник средств для инвестиций, а вместе они - возможность реализовать общие проекты с "Роснефтью". Весь этот аттракцион оплачивает государственная "Роснефтегаз", в виде дивидендов за 2011 год (50 млрд. рублей). В качестве исполнителя в сложной цепочке переходов акций от одних кампаний к другим, Дворкович скромно предложил себя. Его поддержал и министр энергетики Александр Новак "Звучат разные предложения, начиная с того, чтобы объединить распределительный комплекс с магистральным, перевести на одну акцию. Я считаю, что это неправильно". При этом министр лоббировал собственный, совсем уже фантастический проект создания новой, третьей, компании, которой бы перешли функции по управлению и ФСК и МРСК.
Вообще, в желании все приватизировать есть что-то странное. Маниакальная настойчивость, с которой распродают или хотят распродать стратегические активы, которые стеснялись приватизировать даже в лихие 90е, вызывает ощущение, что они очень торопятся успеть "пока не началось". Но из-за традиционных споров в правительстве окончательное решение о схеме реорганизации сетевых компаний так ни кто не мог разработать, принять и предложить.
В итоге, 23 ноября собственное решение об объединении принял Президент России. Теперь ОАО "Холдинг МРСК", 54,52% акций которого принадлежат государству, и владеющий контрольными пакетами 11 межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) и пяти региональных сетевых компаний (РСК) переименовывается в ОАО "Российские сети". В его капитал в качестве вклада государства вносится 79,55% акций ОАО "ФСК", работающего с магистральными сетями. Присутствие в капитале ФСК государство сохранит - за счет одной акции.
На фоне этой новости акции этих компаний уже растут, поднимая профильный индекс на 2%. Но загвоздка вот еще в чем. Путин поручил правительству разработать за 3 месяца стратегию развития "Российских сетей", внести изменения в федеральные законы и вообще много разной работы, связанной с этой реформой. А как правительство справляется с поручениями Путина, мы видим, не только на примере реформы энергосетей, но и так и не разработанной стратегии развития Сибири и Дальнего Востока или на недоделанной пенсионной реформе, которую пришлось отложить на год.
Ну а пока устаревшие энергосети гонят по себе дорожающее электричество, ржавеющие трубы приносят в старящиеся дома воду, которую не рекомендуется пить, а россияне вынуждены почти каждый год платить за это все больше и больше.
Читайте полную версию на сайте
Тема ЖКХ всегда была для России болезненной. Даже в гиперлиберальных началах 2000х в КВН была шутка "Придумал частушку про ЖКХ! -Какую? - Ах реформа ЖКХ, ах реформа ЖКХ! Жека, Жека, ха-ха-ха! (после чего второй хмурится и сурово спрашивает спевшего) - Диссидентствуешь?"
В России опять дорожает ЖКХ. И вот это уже не смешно. По стране люди стали платить больше примерно на 20 процентов. Регионы - рекордсмены повышения: Ямало-Ненецкий АО, жители которого по сравнению с июнем стали платить за ЖКХ на 47,05% больше; Чувашская республика - 41,32%; Приморский край - 34,96%; Ульяновская область - 30,37%; республика Карачаево-Черкесия - 27,5%; Ставропольский край - 25,41%; Нижегородская область - 25%. Еще в 20 регионах коммунальные платежи выросли более чем на 15%.
То, что с ЖКХ и "неоднозначной" практикой формирования тарифов в энергетике надо срочно что-то делать было понятно всем уже давно. Инициативу на себя взяла Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности". Ее председатель Игорь Сечин предложил объединить энергетическую систему страны и создать Национальную сетевую компанию (НСК) путем объединения электросетевых холдингов "ФСК ЕЭС" (сети высокого напряжения) и "МРСК" (региональные распределительные сети "к потребителям"). Логика была понятна - генерирующие мощности могут находиться в разных руках, но сетевое хозяйство должно быть единым. Выпадение хотя бы одного конфликтного звена из цепи рушит всю цепь. А на стыках разных хозяйствующих субъектов и рождается рост цен для конечных потребителей.
В итоге должна получиться одна из крупнейших в мире сетевых компаний. Также Сечин предлагал передать "Роснефтегазу" крупные пакеты акций гигантов гидрогенерации - "РусГидро" и "ИНТЕР РАО". Компаниям нужны деньги на инвестпроекты - объединение генерирующих мощностей Восточной Сибири и Дальнего Востока, участие в строительстве ГЭС в Киргизии. "Роснефтегаз" должен полученные активы, страдающие от недостатка инвестиций, "докапитализировать", т.е. обеспечить инвестициями.
Конечная цель всех этих предложений еще и в том, чтобы сосредоточить под прямым управлением государства основные энергетические активы страны - главные доноры федерального бюджета и стратегический фактор влияния на развитие отраслевых и региональных экономик России. Кто сидит на рубильнике - тот и диктует политику и экономику в регионе. Этим предложением конечно дезавуируется реформа Чубайса, но пожалуй это не то, о чем можно жалеть. Я недавно был в Амурской области, и поразился такой странности - регион производит невероятное количество энергии - там находятся мощнейшие ГЭС, и в то же время, тарифы на ЖКХ одни из самых дорогих в стране. Мне объяснили, что вся эта энергия продается в Китай, не питая здесь практически ничего, а недостающую энергию приходится покупать втридорога.
Предложение Сечина неожиданно подверглось резкой критике со стороны вице-премьера Аркадия Дворковича. Он написал целое письмо президенту РФ Путину, где раскритиковал идеи Сечина. Дворкович предлагал совсем другое - как можно скорее продать все крупные и ценные энергоактивы, чтобы демонополизировать экономику и снизить в ней участие государства. То есть, во-первых, энергетические доходы перестанут поступать в казну, а во-вторых, на рубильниках могут завестись новые Березовские и Абрамовичи.
Продать акции "Иркутскэнерго" напрямую РусГидро, которой они нужны для консолидации энергоактивов Восточной Сибири. Деньги на это РусГидро получит от эмиссии акций, которые выкупит государство. Акции ИНТЕР РАО, находящиеся на балансе РусГидро, - продать "Роснефтегазу". Последний получит долю в ИНТЕР РАО, которую он давно добивается, ИНТЕР РАО - источник средств для инвестиций, а вместе они - возможность реализовать общие проекты с "Роснефтью". Весь этот аттракцион оплачивает государственная "Роснефтегаз", в виде дивидендов за 2011 год (50 млрд. рублей). В качестве исполнителя в сложной цепочке переходов акций от одних кампаний к другим, Дворкович скромно предложил себя. Его поддержал и министр энергетики Александр Новак "Звучат разные предложения, начиная с того, чтобы объединить распределительный комплекс с магистральным, перевести на одну акцию. Я считаю, что это неправильно". При этом министр лоббировал собственный, совсем уже фантастический проект создания новой, третьей, компании, которой бы перешли функции по управлению и ФСК и МРСК.
Вообще, в желании все приватизировать есть что-то странное. Маниакальная настойчивость, с которой распродают или хотят распродать стратегические активы, которые стеснялись приватизировать даже в лихие 90е, вызывает ощущение, что они очень торопятся успеть "пока не началось". Но из-за традиционных споров в правительстве окончательное решение о схеме реорганизации сетевых компаний так ни кто не мог разработать, принять и предложить.
В итоге, 23 ноября собственное решение об объединении принял Президент России. Теперь ОАО "Холдинг МРСК", 54,52% акций которого принадлежат государству, и владеющий контрольными пакетами 11 межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) и пяти региональных сетевых компаний (РСК) переименовывается в ОАО "Российские сети". В его капитал в качестве вклада государства вносится 79,55% акций ОАО "ФСК", работающего с магистральными сетями. Присутствие в капитале ФСК государство сохранит - за счет одной акции.
На фоне этой новости акции этих компаний уже растут, поднимая профильный индекс на 2%. Но загвоздка вот еще в чем. Путин поручил правительству разработать за 3 месяца стратегию развития "Российских сетей", внести изменения в федеральные законы и вообще много разной работы, связанной с этой реформой. А как правительство справляется с поручениями Путина, мы видим, не только на примере реформы энергосетей, но и так и не разработанной стратегии развития Сибири и Дальнего Востока или на недоделанной пенсионной реформе, которую пришлось отложить на год.
Ну а пока устаревшие энергосети гонят по себе дорожающее электричество, ржавеющие трубы приносят в старящиеся дома воду, которую не рекомендуется пить, а россияне вынуждены почти каждый год платить за это все больше и больше.