Математическое образование модернизируют в 2014 году

Минобрнауки всерьез задумалось о качестве и содержании математического образования в России, начиная с дошкольников и заканчивая подготовкой научно-педагогических кадров. Новую концепцию матобучения планируется выстраивать на нескольких показателях: результатах Государственной итоговой аттестации в 9-м и 11-м классах, мониторингах результатов обучения, данных мониторинга вузов, результатах международных исследований и стандартах стран-членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Об этом пишут "Известия ".

По мнению представителей министерства, необходимость реформирования подхода к преподаванию математики вызвана упадком технических направлений в 1990-х годах, когда страна пережила катастрофу в области развития прикладных, в том числе оборонных, и фундаментальных исследований, что выразилось в радикальном снижении финансирования и оттоке специалистов высокой квалификации в принципиально другие области — менеджмент и непрофильный бизнес.

— Развитие математического образования является одновременно и наименее затратной, и наиболее универсальной, беспроигрышной инвестицией. Именно в этой области Россия может выйти на лидирующие позиции, что может потянуть за собой другие области, — считают в министерстве.

Помимо этого, специалисты министерства думают, что именно инвестиции в данную область будут наиболее эффективными в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах: в силу сравнительной "дешевизны" математики, ее роли во всех других областях науки и технологии. 

Разработкой новой концепции займется Московский институт открытого образования (МИОО), где пояснили, что сейчас важна совместная работа с экономиками АТЭС в создании общего открытого банка заданий и процедур оценки. Планируется, что российские ученики смогут "попробовать на зуб" математическую модель образования стран-участниц АТЭС.

— Представьте, что любой российский учитель сможет дать детям контрольную, которую выполняют сингапурские дети того же возраста. Это должно быть зафиксировано в новой концепции, — пояснил "Известиям" ректор МИОО Алексей Семенов.

Помимо адаптации зарубежных систем математического образования к российским условиям, планируется скорректировать обучение в педвузах в сторону развития творческих способностей будущих математиков-педагогов. Планируется, что преподавателей будут готовить не по уже устоявшимся шаблонам, а развивать нестандартность мышления и всесторонние знания о своем предмете (так, например, подход к преподаванию предмета не только с математической стороны, но и с исторической, литературной и т.д.).

Прежде чем внедрять новации, министерство планирует проведение в профессиональных сообществах (профессиональные математики, математики-прикладники, разработчики и производители IT, "потребители" математического образования, преподаватели математики) обсуждений.

— Знания даются поровну: половину дает педагог, а остальное — среда. Тут важна ориентация на восприятие предмета. Просто если это будет тупым заучиванием, то это не нужно. Максимальный эффект будет тогда, когда человек сам хочет чему-то научиться. Любое образование нужно примерять к текущему времени, оно требует постоянной работы, ведь появляются новые разделы и дисциплины, которые нужно преподавать. И к данной работе будут широко привлечены экспертные сообщества. На мой взгляд, такую работу нужно проводить, — говорит ректор МФТИ Николай Кудрявцев.

Помимо этого, разработчики концепции уточнили, что существенные изменения в школьном математическом образовании будут связаны с широким использованием информационных технологий и развитием логического мышления. Для этого планируется интеграция математических дисциплин с информатикой.

— Учителю проще проверить вычисления, чем содержательные рассуждения или их реальную интерпретацию, попросить формально посчитать производную, а не проанализировать процесс. Используя компьютеры для рутинных вычислений, мы сумеем больше времени выделить на исследования и доказательства, — пояснили представители МИОО.


Читайте полную версию на сайте