Математическое образование модернизируют в 2014 году
По мнению представителей министерства, необходимость
реформирования подхода к преподаванию математики вызвана упадком
технических направлений в 1990-х годах, когда страна пережила катастрофу
в области развития прикладных, в том числе оборонных, и фундаментальных
исследований, что выразилось в радикальном снижении финансирования и
оттоке специалистов высокой квалификации в принципиально другие области —
менеджмент и непрофильный бизнес.
— Развитие математического образования является
одновременно и наименее затратной, и наиболее универсальной,
беспроигрышной инвестицией. Именно в этой области Россия может выйти на
лидирующие позиции, что может потянуть за собой другие области, —
считают в министерстве.
Помимо этого, специалисты министерства думают, что именно
инвестиции в данную область будут наиболее эффективными в краткосрочной,
среднесрочной и долгосрочной перспективах: в силу сравнительной
"дешевизны" математики, ее роли во всех других областях науки и
технологии.
Разработкой новой концепции займется Московский институт
открытого образования (МИОО), где пояснили, что сейчас важна совместная
работа с экономиками АТЭС в создании общего открытого банка заданий и
процедур оценки. Планируется, что российские ученики смогут "попробовать
на зуб" математическую модель образования стран-участниц АТЭС.
— Представьте, что любой российский учитель сможет дать
детям контрольную, которую выполняют сингапурские дети того же возраста.
Это должно быть зафиксировано в новой концепции, — пояснил "Известиям"
ректор МИОО Алексей Семенов.
Помимо адаптации зарубежных систем математического
образования к российским условиям, планируется скорректировать обучение в
педвузах в сторону развития творческих способностей будущих
математиков-педагогов. Планируется, что преподавателей будут готовить не
по уже устоявшимся шаблонам, а развивать нестандартность мышления и
всесторонние знания о своем предмете (так, например, подход к
преподаванию предмета не только с математической стороны, но и с
исторической, литературной и т.д.).
Прежде чем внедрять
новации, министерство планирует проведение в профессиональных
сообществах (профессиональные математики, математики-прикладники,
разработчики и производители IT, "потребители" математического
образования, преподаватели математики) обсуждений.
—
Знания даются поровну: половину дает педагог, а остальное — среда. Тут
важна ориентация на восприятие предмета. Просто если это будет тупым
заучиванием, то это не нужно. Максимальный эффект будет тогда, когда
человек сам хочет чему-то научиться. Любое образование нужно примерять к
текущему времени, оно требует постоянной работы, ведь появляются новые
разделы и дисциплины, которые нужно преподавать. И к данной работе будут
широко привлечены экспертные сообщества. На мой взгляд, такую работу
нужно проводить, — говорит ректор МФТИ Николай Кудрявцев.
Помимо этого, разработчики концепции уточнили, что
существенные изменения в школьном математическом образовании будут
связаны с широким использованием информационных технологий и развитием
логического мышления. Для этого планируется интеграция математических
дисциплин с информатикой.
— Учителю проще проверить вычисления, чем содержательные рассуждения или их реальную интерпретацию, попросить формально посчитать производную, а не проанализировать процесс. Используя компьютеры для рутинных вычислений, мы сумеем больше времени выделить на исследования и доказательства, — пояснили представители МИОО.