Минобороны получит второй «Лошарик»
Источник в оборонно-промышленном
комплексе сообщил "Известиям", что лодка станет уменьшенным вариантом
батискафа "Лошарик" и будет, так же как и он, предназначена для
специальных работ на дне океана, в том числе в Арктике. В чем они будут
заключаться, в Минобороны не говорят, но, судя по наличию у таких лодок
манипуляторов, это может быть проведение донных работ, в том числе по
исследованию дна и сбору различных предметов — обломков затопленных
спутников, разбившихся в океане самолетов, затонувших кораблей. Кроме
того, не исключено, что мини-субмарины использую для подводной разведки.
— "Лошарик" во время последнего похода в Арктике показал
высокую автономность и глубину погружения. Он может долго находиться на
больших глубинах, поэтому необходим для геологических исследований и
буровых работ на глубоководном шельфе. Новая лодка будет как минимум не
уступать по эффективности, — сказал собеседник "Известий".
В Минобороны "Известиям" отказались комментировать
информацию о строительстве новой мини-субмарины, сославшись на то, что
основные характеристики проекта засекречены.
Предыдущие
три глубоководных станции были построены на "Адмиралтейских верфях" в
Санкт-Петербурге. Первая из них под номером АС-23 проекта 1851 "Нельма"
вошла в строй в самом конце 1986 года. Последняя имеет номер АС-35,
построена по модернизированному проекту 18511 и передана флоту в ноябре
1995 года. После этого в 2003 году был построен "Лошарик" (проект
"Калитка"), а сейчас строят еще одну мини-лодку на базе корпуса
недостроенной в советское время "Нельмы".
— В 1990 годы в
Санкт-Петербурге была заложена четвертая "Нельма", но достроить ее там
не смогли, и перевели на судостроительный завод "Звездочка" в
Северодвинске. Там она простояла более 10 лет в закрытой части завода,
пока у военных не нашлись деньги на возобновление строительства, —
пояснил "Известиям" на условиях анонимности представитель ОПК.
Военный
эксперт, редактор сайта MilitaryRussia Дмитрий Корнев считает, что из
всех приполярных государств Россия располагает наиболее дееспособной
группировкой глубоководных атомных станций.
— Если отрывистые
сведения о "Нельмах" верны, то это означает, что у нас есть готовые
исследовательские аппараты и, самое важное, подготовленные гидронавты.
Главное управления глубоководных исследований ВМФ России (ГУГИ) в этом
случае тоже является самым профессиональным в мире. Руководство
управления неоднократно заявляло о готовности содействовать гражданским
научно-исследовательским миссиям, — сказал Корнев "Известиям".
Знакомый с ситуацией высокопоставленный офицер флота сообщил "Известиям", что лодка будет титановой.
—
Легкий корпус представляет собой полисферическую конструкцию, то есть
соединенные между собой "шарики"-сферы. С учетом конструктивной
сложности строительство новой лодки такой конструкции займет минимум 5–7
лет. Если речь идет о том, чтобы наполнить обороудованием уже готовый
корпус, то это всего 1,5–3 года, — добавил он.
Начинка
станции, как, например, подводные манипуляторы, система освещения,
энергопитания и т.д., скорее всего, будет аналогичной той, которой
оснащен "Лошарик". Новый атомный реактор лодки делают на одном из
закрытых предприятий в Обнинске Калужской области.
Носителем
нового "Лошарика" должна стать переделанная атомная подводная лодка
"Подмосковье". Она с 1998 года проходит "глубокую модернизацию" в ЦС
"Звездочка". Известно, что лодке уже удалили отсек для
межконтинентальных ракет "Синева" и сейчас создают вместо него
док-станцию для мини-субмарины. По планам флота, все работы по
"Подмосковью" должны завершиться до конца 2014 года.