Максим Фалдин об особенностях русских: "Я думаю, что ты меня обманываешь, ты думаешь, что я тебя обманываю, и мы вместе заранее боремся против обмана друг друга"
Помню, какой шок я испытал три года назад, когда вышла первая публикация о Wikimart в России. Мы
Есть такое понятие "обратный культурный шок" — он знаком всякому, кто возвращается в Россию из сколь-нибудь длительного отпуска. И дело даже не в том, что там солнце, а здесь нет, там тепло, а здесь холодно. Дело в отсутствии позитивного настроя у окружающих. Я давно заметил, что русские покупатели очень скупы на "спасибо" и очень скоры на негатив. В России есть такой культурный феномен: многие самоутверждаются, критикуя других. Об этом феномене как-то рассказал в одном из своих телеинтервью Костя Цзю, ранее великий чемпион, а сейчас тренер чемпионов по боксу. Его поразила степень негативной реакции российских болельщиков на любой промах спортсмена. Участвуя в соревнованиях и путешествуя по всему миру, нигде и никогда он не видел, чтобы местные болельщики "награждали" своих спорт-сменов такой ненавистью и с энтузиазмом делились новостями о том, как у выступающих за их страну ничего не получилось. Слушая рассказ Кости, я вспомнил о проигрыше сборной России на чемпионате Европы по футболу минувшим летом. Спорт, как известно, такая штука — там проигрывают. Наша сборная не попала в финал, так разве обязательно должна была? Россия все-таки не Бразилия. Но на наших футболистов был вылит удивительный поток негатива — на конкретных лиц, которых еще вчера все любили. И реакция Аршавина, не вполне адекватная, на мой взгляд, была спровоцирована еще более неадекватными реакциями болельщиков.
Безусловно, есть реальные проблемы, формирующие негативные реакции. Однако в значительной степени эти проблемы существуют, потому что мы сами себя заряжаем негативом. Мы им обмениваемся. Ты входишь в лифт и видишь угрюмо-недружелюбное лицо соседа. Негатив способен моментально передаваться и взаимоусиливаться, в итоге градус твоего настроения понижается. Впереди улица, коллеги по работе, водители на дорогах — следующие порции негатива.
Россия — страна плохих равновесий. Я думаю, что ты меня обманываешь, ты думаешь, что я тебя обманываю, и мы вместе заранее боремся против обмана друг друга, и в итоге друг к другу плохо относимся. Такое странное равновесное состояние, разумеется, препятствует нормальному ведению бизнеса. Определенные взаимодействия становятся невозможными: договоренности без гарантий и сделки под обещание. Если выработать в себе дисциплину не впадать в это плохое равновесие, то его может и не случиться. Если повезет, с другой стороны могут оказаться люди с такой же дисциплиной, и вы нормально договоритесь и хорошо поработаете. В нашей отрасли, онлайн-ритейле, конечно же, есть конкуренция. Тем не менее у нас не принято плохо говорить о конкурентах. Никакой грызни, все мы друг с другом общаемся, сотрудничаем. И отрасль очень быстро растет, развивается.
Не хотелось бы заканчивать на грустной ноте, но вывод напрашивается сам собой: в этом феномене нам некого винить, кроме самих себя. Ни Путина, ни правительство, хотя они и дают ролевую модель своим поведением: не принято у российских политиков улыбаться. Не дай Бог, их улыбку покажут по телевизору — люди подумают, что ты несерьезный человек или что-то скрываешь. Я не стал бы ссылаться на нашу историю и даже на климат как на оправдание. Прожив два года в Калифорнии, могу сказать со стопроцентной уверенностью: там действительно легче улыбаться и, наверное, частично тому причиной южная атмосфера. Но в Финляндии, например, климат как в России, местами даже хуже. А люди что в быту, что в бизнесе совсем другие. Быть отражением среды, мне кажется, самая неподходящая модель поведения. Проблема не столько в окружающей среде, сколько в нашей реакции на нее. Менять среду надо через себя. Дарить друг другу больше позитива — значит дарить себе больше счастья. А кому это не нужно — пусть пишут негативные комментарии. Welcome! — я привык.