Свершилось! Роберт Земекис возвращается в игровое
кино!", - кинообозреватель
Василий Снигирев делится с читателями
Афиша.amic.ru впечатлениями о новом фильме
Роберта Земекиса "Экипаж", который идет в кинотеатрах Барнаула:
Потратив двенадцать лет своей
карьеры голливудского творца в тщетных
попытках популяризовать технологию
"motion capture", режиссер легендарной трилогии "Назад в будущее" и фильма "Форест Гамп" наконец перестал выставлять себя
объектом беззлобных насмешек со стороны
коллег по цеху и фанатов своего творчества.
Лишь после разорения и закрытия его
студии, окончательно убедившись в
бесперспективности анимационного кино,
Земекис, последнюю десятилетку потративший
все силы на "Полярный экспресс",
"Беовульфа" и "Рождественскую историю",
наконец решил вернуться к тому с чего
начинал - кино с живыми актерами и более
глубоким сюжетом, нежели поездка в гости
к Санте или внебрачный ребенок от
монстра, терроризирующего сказочное
королевство.
Пилот крупной
авиакомпании Уип Уитакер, профессионал
с многолетним стажем и замечательным
послужным списком, оказывается за
штурвалом авиалайнера, чей двигатель
выходит из строя спустя несколько минут
после отрыва от земли. Всеми силами
стараясь избежать катастрофы, Уип
совершает невозможное – сажает самолет
в чистом поле, практически избежав
жертв. Капитан Уитакер мгновенно
становится героем Америки, его лицо
начинает мелькать по всем телевизионным
каналам – Уипа буквально боготворят.
Вот только есть одно НО - Уип Уитакер
алкоголик со стажем, в день катастрофы
не только севший за штурвал с глубокого
похмелья, но и во время полета поддерживающий
бодрость духа находящейся на борту
водкой. Как и положено после любой
авиакатастрофы начинается официальное
расследование, и чем дальше заходит
изучение ситуации экспертами, тем больше
темных сторон Уипа всплывает на
поверхность. Тем временем капитан
Уитакер, заливающий депрессию всем что
горит, из героя своей страны с каждым
днем все больше рискует превратиться
в заключенного.
Говоря о повествовательном
стержне картины, нужно сразу предостеречь
зрителей любящих рубя с плеча, выносить
оценку фильму с первых минут. Не спешите.
Лукаво, впрочем, как и в былые времена,
режиссер нарочито простыми словами, в
нетривиальной форме, а порой и откровенно
наивными сценами, рассказывает более
глубокую историю, чем может показаться
на первый взгляд. Фильм-катастрофа, лишь
обертка, в которую завернута
экзистенциональная драма, имеющая
второе дно и на поверку оказывающаяся
более глубокими размышлениями Земекиса
об изнанке любого героизма и о том, что
даже свобода бывает разной. Умело
комбинируя жанровые клише, режиссер
размеренно выстраивает повествование,
стараясь снять жизнь такой, какая она
есть. На протяжении двух часов мечущийся
из крайности в крайность герой Вашингтона пьет, грустит, предается рефлексии,
параллельно размышляя о не сложившейся
личной жизни, людях вокруг и слабостях
каждого.
Отдельного упоминания
заслуживают персонажи второго плана.
В "Экипаже" все герои, будь то пытающаяся
завязать наркоманка, изворотливый
адвокат, или хипующий драгг-диллер в
исполнении Джона Гудмена, встречаются
на жизненном пути героя не просто так.
Играя на контрасте Земекис, с каждым
кадром, открывает все больше и больше
граней характера Уипа, старательно ведя
его к финалу, где ему впервые в жизни
предстоит предстать на суде не перед
обществом как таковым, а в первую очередь
перед самим собой.
Подводя итог под всем
вышесказанным стоит отдать Роберту
Земекису должное, возвращаясь в большое
кино, он проделал серьезную работу,
умело превратив сомнительный материал
в крепкую и серьезную картину. Будто
специально абстрагируясь от предыдущих
работ, "Экипаж" имеет прокатный рейтинг
"18+" и поднимает отнюдь не детские
вопросы. Будто все эти годы, аккумулируя
в своей голове мысли на извечную тему,
режиссер устами Дензела Вашингтона на
протяжении почти двух часов ведет со
зрителем диалог о свободе личностной,
ее цене и необходимости в ней как
таковой.