Почти треть российских компаний используют труд удаленных сотрудников

Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru озвучил результаты исследования, посвященного труду удаленных сотрудников. Здесь пришли в выводу о том, что труда таких работников использует почти треть российских компаний.

Напомним, что недавно в Госдуму был внесен законопроект, в котором прописаны права удаленных работников, то есть тех, кто трудится вне офиса. Впрочем, предлагаемые новшества, в частности, возможность заключения электронного трудового договора, едва ли изменят ситуацию на рынке труда – определенная практика оформления удаленных работников уже сложилась.

Сегодня труд специалистов, работающих вне офиса (при этом специалист может находиться даже в другом городе или за границей), использует почти треть работодателей – 32%, при этом 22% из них оформляют таких работников в штат компании по трудовому договору, еще у 10% есть удаленные сотрудники, работающие на аутсорсинге.

Судя по комментариям опрошенных, дистанционная работа – это далеко не массовое явление. Зачастую работодатели идут на уступки работникам, используя возможность удаленной работы как дополнительное средство мотивации, или спасаются от кадрового голода, привлекая региональных специалистов к дистанционным проектам в столичных компаниях (например, в сфере программирования). Обстоятельства могут быть разными: кто-то переводит в удаленный режим сотрудников, зарекомендовавших себя в офисе, кто-то изначально подбирает персонал, готовый работать из дома.

"Это люди, которых мы хорошо знаем и которым можем полностью доверять. Они оформлены в штат компании"; "Наша сотрудница недавно ушла в декрет, удаленно выполняет определенные задачи", - комментируют представители компаний.

Вопреки распространенному мнению, сфера деятельности тех, кто предпочитает домашний уют офисной суете, вовсе не ограничивается склейкой конвертов и обзвоном клиентов. По данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, чаще всего удаленные сотрудники выполняют работу в области IT (24%), продаж (18%), финансов и бухгалтерии (11%), а также рекрутинга (10%) и дизайна (9%). "IT-разработка, программирование"; "Системное администрирование"; "Территориальные менеджеры по продажам"; "Расчет заработной платы"; "Дизайн макетов" - вот лишь некоторые примеры, приведенные в комментариях.

Реже удаленные работники задействованы в маркетинге, юриспруденции и проектировании (по 4%), а также в редактировании, верстке, переводах, рекламе, закупках и телефонном консультировании (по 2%). В другие сферы удаленных работников привлекают 22% работодателей: "Сертификация систем менеджмента"; "Журналистика"; "Организация отгрузки, таможенное оформление"; "Сметное дело"; "Специалисты по сбору просроченной задолженности".

63% российских работодателей пока не пользуются услугами удаленных работников. Главный аргумент противников такой организации труда – невозможность постоянного контроля над удаленными сотрудниками, а значит, вероятность того, что они будут работать вполсилы.

Лучше или хуже коллег в офисе работают удаленные сотрудники? Ответ на этот вопрос сильно зависит от опыта конкретного работодателя: как правило, те из них, кто уже имел дело с "удаленщиками", чаще дают положительную оценку их труду. Так, 31% менеджеров по персоналу уверен, что работающие дома выполняют свои обязанности хуже, однако среди тех, кто уже имеет в штате или на аутсорсинге удаленных работников, этот показатель меньше – по 28%. "Они не видят ситуацию, на которую пытаются повлиять"; "Контролировать удаленных работников на трудовом договоре сложно, а бесконтрольность расслабляет. Другое дело, когда оплата идет по результату после подписания акта выполненных работ", - комментируют опрошенные.

Четверть работодателей (24%) не видит разницы между работой офисных и удаленных сотрудников – по их мнению, эффективность их труда примерно одинакова: "Качество работы зависит от уровня самоорганизации, а не от места работы"; "Все дело в мотивации человека". Это мнение заметно чаще разделяют те, у кого удаленные работники уже есть в штате (36%) или на аутсорсинге (33%).

Еще 10% менеджеров по персоналу убеждены, что дома работники показывают даже лучшие результаты, чем в офисе, ведь "их никто не отвлекает от работы" и "как правило, они ориентированы на результат". Интересно, что среди тех, кто использует труд "удаленщиков" на аутсорсинге, такое мнение распространено гораздо шире – 17%.

Затруднились оценить, какие специалисты работают лучше – офисные или "домашние", 35% работодателей.

Конечно, дома и стены помогают, однако за этот комфорт удаленные работники нередко расплачиваются карьерными возможностями. Большинство работодателей (72%) признает, что "удаленщики" имеют меньше шансов на продвижение по службе, чем их офисные коллеги. Главная причина – недостаток коммуникации удаленного работника с другими членами команды, а нередко еще и узкий участок работы. "Работая в офисе, можно проявить себя больше, чем работая дома (пусть даже очень результативно)"; "У удаленных работников ограниченное поле деятельности – чаще всего это конкретная задача", - объясняют респонденты.

14% работодателей убеждены, что у удаленных работников столько же шансов на повышение, сколько и у всех остальных, причем среди тех, кто уже имеет в штате таких специалистов, этот показатель намного выше (29%). "Если продвижение зависит от результата работы, то шансов столько же. Если от иных причин, тогда важно и мелькать перед начальством"; "Если есть результат работы, то одинаково!" - комментируют они.

И лишь 2% менеджеров по персоналу считают, что у тех, кто работает дома, больше шансов подняться по карьерной лестнице, еще 12% респондентов затруднились ответить.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 225
Время проведения: 12-26 октября 2012 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 5000 респондентов
Читайте полную версию на сайте