Пешеходы «ленятся» переходить дорогу по правилам: ГИБДД

В России проходит широкомасштабная социальная кампания "Пешеход, на переход!". Проблема – эта назревшая и, как говорится, "на злобу дня", - пишет редактор auto.amic.ru Светлана Яковлева.

По данным статистики, каждое третье дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадали или погибли люди, происходит с участием пешеходов. В 2011 году на дорогах России погибло почти 9 тыс. пешеходов.

Как отмечают в Госавтоинспекции, на период с октября по декабрь приходится более трети ДТП с пострадавшими за год. Аварии с пешеходами чаще происходят в вечернее время и в конце недели, большую часть среди пострадавших составляют пешеходы – представители старших возрастных групп – старше 55 лет, мужчины из их числа составляют порядка 63%.

Типичные обстоятельства, провоцирующие ДТП с участие пешехода – выход на проезжую часть вне пешеходного перехода. Оценка исследования общественного мнения показала, что чаще всего пешеходы не доходят до пешеходного перехода по следующим причинам:

1. Лень, нежелание тратить время и силы, чтобы дойти до перехода. При этом собственно удалённость перехода особой роли не играет – все, что не напрямую, уже далеко.

2. Пешеходы полагают, что ПДД на них не распространяются, и надеются на то, что машины их в любом случае пропустят, притормозят.

3. Пешеходы не ощущают, что рискуют жизнью каждый раз, когда они переходят дорогу в неположенном месте.

"Совершенно очевидно, что в гололед автомобиль моментально не остановится. Есть п.4 ПДД, который четко прописывает обязанности пешеходов, в частности п.4.5. гласит: На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен", - высказал свою точку зрения по этому поводу председатель НОО "Федерации автовладельцев Алтая" (ФАА) Виктор Клепиков.

Он также подчеркнул, что по итогам 2011 года возросла смертность среди пешеходов. "Абсолютно неправильно было объявлять пешехода главным на дороге и муссировать, и развивать эту тему. Чувство правоты открывает калитку мнимому чувству превосходства, превосходства над движущимся транспортным средством, что противоречит физической природе вещей. Нельзя предоставлять пешеходу преимущественное право. Не подготовлен оказался ни культурный уровень, ни дорожная инфраструктура", - заметил председатель Федерации автовладельцев Алтая.

Также он подчеркнул: "Исторический опыт показывает, что репрессивные меры, даже самые жестокие, никогда не помогают, потому что становится вопрос об отслеживании всех нарушителей и о коррупции среди тех, кто будет отслеживать. Нужно делать так, чтобы нарушать было НЕУДОБНО и НЕВЫГОДНО. Тогда нарушения сами собой прекратятся.

Львиная доля нарушений идет не от злого умысла или незнания, а от лени. Пример – пешеход, переходящий многополосную трассу в 50-ти метрах от подземного перехода. В чем причина? Человеку лень пройти эти 50 метров. Проще пойти прямо. Как с такими бороться? Не поставить же по милиционеру через каждые 100 метров. Нужно просто сделать так, чтобы идти прямо было неудобно. В данном примере - поставить вдоль всей трассы вне пешеходных переходов ограждение. И все, вопрос решится автоматически - лезть через забор ленивее, чем дойти до перехода", - заметил Виктор Клепиков.

"Это не так дорого, как обустройство подземных и надземных переходов. Как следствие, количество неадекватных пешеходов, возникших на трассе, резко упадет - и не надо никого ловить, не нужно бороться с коррупцией. То есть, чтобы не бороться с человеческим фактором, его нужно просто исключить", - резюмировал свое предложение председатель НОО "Федерации автовладельцев Алтая".

Управление ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю также не осталось безучастно к этой проблеме. 16 октября ведомство обратилось к участникам дорожного движения с просьбой принять участие в улучшении организации дорожного движения на территории Барнаула и региона. Читатели "Амитела" очень активно отреагировали на этот призыв. В комментариях многие отмечали, что "самое главное в зимнее время, обеспечить очистку регулируемых и не регулируемых пешеходных переходов". Также они предлагали:

1. Ввести в учебных заведениях предмет "Правила дорожного движения" с 1 по 3 класс (стоит отметить, что во многих барнаульских школах такой предмет уже давно преподается, также организованы профильные кружки – прим. Ред.)

2. Законодательно закрепить за правонарушения, совершенные детьми, жесткое наказание родителей.

3. При патрулировании улиц экипажи ДПС должны особое внимание уделять "бегунам" в не положенном месте, а не проезжать мимо.

4. При проведении рейда "Пешеход на переход" акцент делать на пешеходов, а не на водителей.

В целом, предложений у читателей было много. Что радует многие подошли к проблеме комплексно и обстоятельно. Так, читатель Александр предложил освещать нерегулируемые пешеходные переходы, особенно зимой, так как не видно, есть ли пешеходы поблизости.

"Некоторые начинают переходить, не глядя и не сбавляя скорости. Поэтому хотелось их хотя бы видеть раньше, чем они окажутся перед машиной. Кроме того, необходимо убрать кусты перед переходом, иногда пешеход шагает прямо из кустов (или стоит и его не пропускают, потому что его не видно)", - отмечает он.

Кстати, проблемой "заметности" пешеходов в Госавтоинспекции озабочены давно. В качестве решения предлагается обязать пешеходов носить в ночное время светоотражающие браслеты или стикеры на одежде. На сайте ГУОБДД МВД России сейчас даже проводится опрос "Может ли помочь наличие на одежде пешехода световозвращающих элементов избежать ДТП в темное время суток?".

Большинство из проголосовавших считает, что "да, поможет" - 1 тыс. 374 человека (87,57%). Вариант ответа "Нет, это не поможет" выбрали 103 проголосовавших (6,56%). "Никак не повлияет" считают 92 человека (5,86%).

Еще один читатель по имени Павел считает, что закладывать культуру поведения на дороге необходимо с детских и юношеских лет. "Современные взрослые люди, не имеющие прав на управление ТС, не знают правил дорожного движения. А молодые (12 и более лет) владельцы мопедов и велосипедов, разъезжающие по тротуарам или проезжей части и незнающие правил дорожного движения - вообще прямая угроза безопасности движения и жизням остальных участников движения.

Простой пример, перекресток С-Западная - Ленина. Стоят пешеходы, ждут зеленого сигнала светофора. По перекрестку проезжают машины, загорается красный свет для автомобилей - зеленый для пешеходов. Перекресток большой, машинам необходимо завершить маневр, но пешеходы, увидев зеленый сигнал, не дают автомобилям такой возможности и начинают движение. 2-3 автомобиля осуществляют резкое торможение, тем самым увеличивая вероятность ДТП. К тому же они еще перегораживают проезжую часть тем автомобилям, для которых загорелся зеленый свет", - отметил Павел.

По его мнению, необходимо в рамках урока ОБЖ (или отдельно) детям в школах целую учебную четверть изучать основы ПДД. "Неважно, кто будет их преподавать: специальный преподаватель, преподаватель ОБЖ или представитель ГИБДД, но экзамен в конце четверти должен быть обязательно сдан представителю ГИБДД. Возможно, что и курс стоит разнести на 2 части. Например, основы в 2-ом или 3-ем классе и углубленный курс (включающий основы движения транспортных средств) - в 9-ом классе. Причем тот факт, что учащиеся прошли оба курса и сдали экзамены на "5", можно заносить в базу ГИБДД. После этого таким учащимся для получения прав на управление ТС по достижению 18 лет достаточно пройти лишь обучение вождению и сдать этот элемент экзамена в ГАИ", - озвучил свое предложение в Госавтоинспекцию житель Алтайского края.

Еще с одним официальным обращением в ГИБДД выступил читатель по имени Константин. Он считает, что на ул. Северо-Западной, если ехать от ул. Юрина в сторону пр. Ленина, расположено слишком много пешеходных переходов.

"Если не ошибаюсь, их там шесть. Самый опасный - улица Гущина. Выезжаешь из-за поворота - сразу пешеходный переход и печально известная остановка, на которой сбили девушку. Никаких мер безопасности там не предприняли, даже остановка не защищена ограждением. И далее от улицы Смирнова находится пять пешеходных переходов, между которыми, на мой взгляд, менее 50 метров. Если учесть, что действие перехода 5 метров, то пешеходы порой идут там повсюду. Трамвайные остановки не ограждены, что опасно в такой гололед, любой поскользнувшийся может оказаться на дороге. Хочу обратить снимание на данную проблему.

Также пересечение Павловского тракта и ул. Малахова - нерегулируемый пешеходный переход через 6 полос движения транспорта. В темное время суток обзор для водителя ограничен если двигаться в сторону центра - видимость справа ограничена. Не мешало бы там поставить светофор, но чтобы зеленый для автомобилей горел подольше. Тогда и пробка собираться не будет, и пешеходы будут организовано переходить проезжую часть.

Перекресток ул. Транзитная и ул. Малахова вообще нет пешеходного перехода, чтобы пересечь улицу Транзитную. С введением нового режима работы светофора там образуется постоянная пробка, и пешеходам приходится бегать между машин", - резюмирует Константин.

Отметим, за 10 месяцев в Барнауле произошло 1 тыс. 427 ДТП: виновниками 79,9% автоаварий являются водители, 18,6% случаев происходят по вине пешеходов. Как поясняют в барнаульской Госавтоинспекции, причиной ДТП чаще всего является неопытность водителей, излишняя самоуверенность, чувство безнаказанности, невнимательность и незнание правил дорожного движения пешеходов.

Так что, как говорится, пешеходы не забывайте про переходы. И, конечно, же не забывайте о том, что и на пешеходном переходе надо внимательно следить за дорожной обстановкой. К сожалению, не всегда эти "островки безопасности" защищают от ДТП.

Читайте полную версию на сайте