Корреспондент "ПолитСибРу" Юлия Качанова - о фильме «Облачный атлас»: здесь есть полный набор того, во что широкая публика уверует как в интеллектуальное искусство...
- Вечная борьба добра и зла, проблема выбора, поиск предназначения – вот три кита, на которых держится, пожалуй, добрая половина всех фильмов. Три идеи, которые порядком поднадоели, но практически беспроигрышно цепляют зрителя. Недавно вышедший в прокат "Облачный атлас" - еще одно тому доказательство.
Шесть сюжетных линий, ловко разорванные на множество пазлов, отлично тренируют реакцию зрителя: вместе с кусочками историй на экране стремительно меняются эпохи и персонажи. 19 век - молодой юрист спасает беглого раба. Накануне Второй мировой талантливый музыкант-гей, отверженный своей семьей, устраивается секретарем к гениальному и гениально алчному композитору. В 70-е амбициозная журналистка пытается докопаться до правды сомнительных ядерных проектов. Пожилой издатель-современник организует побег из дома престарелых. Девушка-клон из Нео-Сеула начинает понимать то, что ей, вроде как, не положено. Спустя еще множество лет, дикарь, одержимый дьяволом, и дева на термоядерном катере пытаются найти путь спасения цивилизации.
Как связать все это великолепие воедино? Режиссеры картины братья Вачовски и Том Тыквер предлагают нам в очередной раз вспомнить популярнейшую идею Вечного возвращения. Во всех шести сюжетах перед нами одни и те же персонажи в новых воплощениях. Души героев, путешествуя во времени, умудряются не только снова и снова выполнять свою миссию, но и не терять связь друг с другом. "Мы не хозяева собственной жизни. Мы связаны с другими, в прошлом, настоящем и будущем" - ключевая фраза киноленты. А объединяет всех действующих лиц тот самый выбор, который и определяет дальнейший ход истории о путешествии душ. Естественно, каждый этот выбор делает и почти каждый, как и положено истинному революционеру, гибнет. Ах, да, все действо происходит на протяжении почти трех часов, что может сломить интерес изрядного числа зрителей.
Некоторая незамысловатость – это, пожалуй, главное и единственное, в чем можно обвинить картину. Уж очень прямолинейно поданы старые, как мир, идеи. Впрочем, знаменитые "Матрица" и "V-значит Вендетта" Вачовски, по-сути, о том же. "Что выберешь ты – остаться овощем или рискнуть всем, но попытаться что-то изменить" - да, этот излюбленный лозунг прямо-таки транспарантом сопровождает весь фильм. Что уж греха таить, здесь есть полный набор того, во что широкая публика уверует как в интеллектуальное искусство и слопает за милую душу.
С другой стороны – чего ж плохого в том, что создатели дарят хотя бы какому-то зрителю глоток воодушевления и желание думать и творить после просмотра. Романтично настроенные барышни растащат фильм на статусы в социальных сетях, искушенные киноманы начнут приписывать картине несуществующие прелести или недостатки, а кто-то просто поплюется от разочарования. Мне ясно одно: "Облачный атлас" - это то, о чем не скучно спорить. Так что все, кто его делал, попали в цель. Бинго!