Тёмный век на Кавказе

Толкователь ".

Как ни странно, но даже в годы независимой Ичкерии, а позднее и во время военных действий в республике там не прекращались социологические исследования. При этом наличие в  тогдашней Чечне нескольких центров силы и противоборствующих кланов обеспечивали таким исследованиям правдивость: получение лживых статданных тут же бы вызвало в противоположном лагере закономерное возмущение.

Цифры социологов тогда показывали одну странную закономерность: Кремль с маниакальным упорством делал ставку в Чечне на не самых популярных людей.

Так, соцопрос о самых популярных политиках Ичкерии в 1999 году выдал такие цифры: президент А.Масхадов получил около 25% голосов — в 4 раза больше, чем руководители оппозиционной Шуры. В число политических деятелей, которым доверяют граждане Ичкерии, также вошли: председатель Парламента Р.Алихаджиев -14,7%; вице-премьер А.Закаев – 13,8%; муфтий Ичкерии А.-Х.Кадыров -10,6%; бригадный генерал Х.Гелаев – 8,5%; бригадный генерал Ш.Басаев – 6,0%; вице-премьер Т.-А.Атгериев 5,5%; бывший вице-премьер М.Удугов – 5,4%.

Как мы видим, Ахмат Кадыров, который в итоге чуть позднее и возглавил новую, снова вошедшую в состав России, Чечню, был лишь 4-м по популярности, проигрывая в 2,5 раза Масхадову и почти 40% – Алихаджиеву. Ставка федеральной власти выкашивать популярных политиков, увы.

Но даже в 2005 году представители клана Кадыровых значительно уступали в популярности другим чеченским политикам:

Ещё один вопрос касался отношений с Россией. Соцопрос проводился в 2003 году, прошло всего лишь три года после карательной операции федеральных войск, и, безусловно, это должно было наложить отпечаток на отношение чеченцев к федеральному центру. Но вот удивительные результаты:

"Если бы на референдуме вопрос звучал так: "Чечня должна быть в составе России или нет?", что бы вы ответили?"

Почти 66% жителей Чечни связывали будущее своей республики с Россией. Наибольшее число сторонников нахождения Чечни в России (71%) – среди старшей возрастной группы, наименьшее (61%) – среди молодежи.

Высказывания чеченцев, почему они должны быть в составе России, были примерно такими:

"Мы все знаем, что ненависть есть, но от обратного. Мы сегодня без России не поднимемся, мы не восстановимся, нам понадобится бог сколько лет. Без помощи России Чечня не сможет существовать. Географическое положение не позволит, да и элементарного гвоздя мы сейчас сами сделать не можем".

При этом большинство чеченцев откровенно утверждали, что их вооружённая борьба против России будет продолжаться (2003 год):

Если в Чечне в первой половине нынешнего десятилетия социологи могли делать хоть какие-то замеры, то Дагестан всегда оставался для них "чёрной дырой". Вот описание учёных от 2006 года, с какими трудностями им приходилось сталкиваться в этой республике:

"В некоторых селах благодаря запретительной политике приходилось проводить опрос "снежным комом", т.е. нужные по квоте респонденты буквально вызывались главой в Администрацию, где и беседовали с интервьюером в отдельных помещениях. Особенно сложно проходил опрос в так называемых "шариатских селах", где сильны позиции мусульманских духовных лидеров и где де-факто существуют "шариатские республики".

Опрос в этих селах проходил под наблюдением местных имамов, а женщин опрашивали только в присутствии мужчин, при этом интервьюеры отмечали, что женщины, особенно  молодые, чрезвычайно смущались, отвечая на вопросы.

Интервьюеры сообщали, что некоторые респонденты, первоначально заявившие свое образование как "высшее", отвечали, что до вуза закончили 8-9 классов. Поэтому мы просили интервьюеров все же выяснять и фиксировать  реальное образование участников исследования"

Последний раз что-то более-менее похожее на соцопрос проводилось на Кавказе в 2009 году, в Чечне. Исследование сделала местная контора "Опрос-медиа", поэтому результаты можете легко предугадать сами.

Респондентам были заданы четыре вопроса с несколькими вариантами ответов: как вы оцениваете деятельность президента ЧР за 2008 год? Какие качества лучше всего характеризуют Рамзана Кадырова в качестве главы республики? Самое значительное достижение президента Р. Кадырова в 2008 году? Как вы оцениваете деятельность президента ЧР Р. Кадырова на федеральном уровне?

За поддержку  проводимого Рамзаном Кадыровым курса высказалось абсолютное большинство респондентов – 87,3% опрошенных, 10,8% оценили политику регионального руководства как в целом положительную, 1,9% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

По вопросу о самом значительном достижении руководства региона в прошедшем 2008 году 84,2% респондентов убеждены, что самым знаковым и большим достижением президента является открытие мечети "Сердце Чечни" имени Ахмата Кадырова в центре Грозного.

В общем, предсказуемый результат. Также как результаты федеральных выборов в Чечне, где обеспечено 98-99% "главной силе".

Интереснее результаты опросов вне зоны национальных республик Кавказа, но там, где есть большая кавказская диаспора – в Ставропольском крае. Тут для исследователя больше свободы, а среди опрашиваемых – откровенности. Так, в 2008 году в Пятигорске проводился относительно репрезентативный опрос.

Среди опрошенных подавляющее большинство были русские – 72,9% (в целом их в регионе Кавказских Минеральных вод пока столько и есть), а также присутствовали армяне – 10,6%, греки – 4,3%, украинцы – 4,0%, чеченцы -1,8%, грузины – 1,5%, карачаевцы – 0,9%, белорусы, лезгины и татары – по 0,6%, аварцы, адыгейцы, арабы,  ингуши, кабардинцы, корейцы, осетины, немцы,  поляки,– по 0,3%.)

"При перечислении этнических групп, происходящих из других регионов России и других стран, чаще всего назывались: чеченцы – 23,6%, армяне – 20,8%, вьетнамцы – 16,3%, китайцы – 15,0%, азербайджанцы – 10,9%,  корейцы – 7,7%, дагестанцы -7,3%, кабардинцы – 5,1%, греки -3,2%, ингуши- 2,6%, кавказцы – 4,2%, таджики – 2,2% и др. Большинство опрошенных высказали нейтральное отношение к этим группам населения – 66,8%. Отрицательно отношение высказали – 21,3%, положительное – только 11,9%.

При указании групп, которые вызывают отрицательные чувства, опрошенные назвали: 17,4% – скинхеды, 14,0% – националисты, 5,0% – фашисты, 3,9% -нацисты, 2.7% – экстремисты. Также названы этнические группы: армяне -2,3%, цыгане -4,3%, чеченцы -4,3%,  евреи -1,2%, вьетнамцы и корейцы по -0,8%, также турки, американцы, эстонцы, ингуши, латыши, арабы, ассирийцы, кабардинцы, карачаевцы, хакасы – по 0,4%.

При указании групп, которые вызывают  положительное отношение из этнических групп названы: украинцы – 2,6%,  греки – 2,1%, евреи – 1,3%,  белорусы и осетины по -0,9%, немцы, грузины, татары, американцы,  японцы, латыши – по 0,4%".

В общем, ставропольские люди никого особо не любят, зато многих ненавидят.

Что тут можно сказать по данным таких соцопросов на Кавказе? Гражданской нации тут нет – как и в целом по России, а этнические нации только формируются. Кавказ уходить из России не собирается, и, видимо, в этом своём желании он будет стоять до конца. В то же время Кавказ неоднороден: если в Чечне удалось насадить несвойственную ей вождистскую субкультуру, то Дагестан остался вольницей, присущей ему исторически. В остальных нацреспубликах Кавказа вообще не успели оформиться в этнические нации – скорее всего, нас ждёт "разрыв" двуэтнических республик (Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия).

Ну и главное – московским социологам в последние 3-4 года совсем неинтересно, что происходит на Кавказе. А незнание рождает многие печали.

(рисунки – чеченский художник Ваха)

Читайте полную версию на сайте